- Один в поле не воин. Если молодой человек хочет защищать не только свои личные интересы, но и права своих однокурсников, соседей, друзей, - ему будет крайне сложно без единомышленников и структуры, на которую можно опереться. Самый свежий пример: сейчас в вузах идет сессия, и некоторые преподаватели почти открыто требуют со студентов по 200 - 300 долларов за экзамен. Как с этим бороться в одиночку? Ведь "съедят". А организация может смело выйти на ректора, организовать проверку. Я как депутат Госдумы могу направить депутатский запрос. И мздоимцу не поздоровится.
Другой пример: студенты начали вновь создавать стройотряды. С учетом рыночных отношений командир такого отряда должен решить целый комплекс проблем. Набрать людей, обеспечить им медобслуживание, питание, проживание. А еще - подписать кучу договоров: с физическими лицами, с подрядчиками. Под силу ли потянуть такое в одиночку?
Чем был хорош комсомол? Он готовил кадры. А я очень верю в "человеческий фактор". Хорошими организаторами не рождаются, лидерству надо учиться. Доверять судьбы людей и большое производство можно только человеку, прошедшему определенную школу жизни. Раньше комсомольский работник мог многое - и выступить перед тысячной аудиторией и вальс станцевать. Не случайно очень многие успешные лидеры современного отечественного бизнеса вышли из комсомольских структур.
- Помнится, комсомол советских времен был поголовной обязаловкой. Насколько уместно сейчас тотальное "окомсомоливание" молодежи?
- Думаю, сегодня глупо кого-то куда-то загонять из-под палки - да еще идеологической... На самом деле было бы хорошо, если бы появилось много разных "комсомолов" - молодежных организаций, чтобы у молодых людей была возможность выбора. Совершенно нормально, когда кому-то нравится работать с нами, кто-то готов податься в экологи и с утра до ночи сажать деревья, а кому-то общественные движения 100 лет не нужны.
- Почему так много молодых лиц в рядах политических экстремалов типа национал-большевиков или скинхедов?
- Это происходит прежде всего из-за резкого расслоения россиян на бедных и богатых. А молодежь, как известно, один из самых незащищенных слоев общества. Другое дело как и с кем бороться за социальную справедливость. Некоторые думают, что надо взять арматурину и устроить погром "богатых кавказцев". Заметьте, к объектам нападок у экстремистов очень избирательный подход. Как волки в лесу, они выбирают в качестве жертв самых слабых. Бритоголовые идут на рынки громить торговцев потому, что те беззащитны. Но если политэкстремалы горой за социальную справедливость - почему не штурмуют банки или офисы крупных компаний, где тоже засели "буржуи"? Причем эти "акулы капитализма" на порядок богаче несчастных рыночных торговцев. Ответ прост: наличие охраны, которая даст такой отпор, что мало не покажется. Тот, кто действительно хочет решать социальные проблемы, занимается более трудными делами.
- В чем они выражаются?
- Свою деятельность мы начинали с гуманитарной акции "Мы едины!" - по мере сил боролись с отвратительным штампом "лицо кавказской национальности", собирали гуманитарную помощь для детей-сирот Чечни, которую потом сами отвезли в республику и передали нуждающимся из рук в руки.
Конечно, невозможно спасти весь мир и вылечить всех больных. Но почему бы не заняться, например, патронированием лежачих инвалидов? Будущий парикмахер, который пока не готов к модельным стрижкам, вполне может бесплатно подстричь небогатого пенсионера. Одному - практика, другому - помощь. На пороге - юбилей победы в Сталинградской битве. Мы хотим восстановить традицию и развесить на домах, где живут ветераны, наклейки в виде пятиконечных звезд, как это было раньше. Может, увидев такую наклейку на доме ветерана, кто-нибудь лишний раз ему ведро воды принесет?
У нас в движении создана программа малых дел на местах. Мы провоцируем ребят делать добро. Чтобы они чувствовали, что и от них что-то зависит. Нашу молодежь можно разделить на три категории. Первая - "активисты", лидеры от природы, которых и убеждать не надо - они сами прорвутся, помогут чем смогут. Вторая часть - самая большая: хорошие, нормальные молодые люди, живущие по принципу: "позовут - пойдем, не зовут - и не надо". И третья группа - "пофигисты". Им все "до лампочки". Наша сверхзадача - так построить работу с молодежью, чтобы меньше стало равнодушных.
- Получается?
- Да. Например, мы собирали книги для сельских школьных библиотек, фонды которых не обновлялись с советских времен. Там зачастую не было ничего, кроме затертого до дыр Чехова и подборки "Юного натуралиста" за 1978 год. Многие ребята не только поделились со школами излишками домашних библиотек, но и привлекли к этому соседей и друзей.
- Одни приносят книги, другие их жгут... Например, "Идущие вместе". Чем вы объясните феномен их популярности?
- Лично я скептически отношусь к популярности "Идущих". Подумайте, разве в России не нашлось более насущных дел для молодежного движения, чем торжественное воздвижение Большого унитаза имени Сорокина у Большого театра? Учитывая, что этой акцией "Идущие" в несколько раз увеличили объемы продаж книг писателя... Поэтому мне очень обидно, что нас часто путают с "Идущими вместе". Они идут сами по себе, у "Молодежного Единства" с ними нет никаких контактов.