Такой же декабрь, только четверть века назад. И мы такие же, только на 25 лет моложе. Из Кремля уходит Михаил Горбачев, единовластным хозяином там становится Борис Ельцин. Над зданием за зубчатой стеной, где сидели вожди, спущен красный флаг, но народ, прямо скажем, этого не замечает, не запричитал. И то: снявши голову, по волосам не плачут... Чувство утраты большой и родной страны многих из нас настигнет позже, а пока в воздухе и в пожелтевшей подшивке «Труда» декабря 1991-го — многоголосица из велеречивых заявлений, тревожных фактов и предсказаний на любой вкус...
«Можно говорить лишь о сообществе республик» (из интервью председателя Верховного Совета Украины Леонида Кравчука «Труду»)
Ни о каком Центре не может быть даже разговора. Мы не ратифицируем никакого договора, если за ним будут стоять центральные органы любого масштаба. Ни с кем мы не согласимся, чтобы какую-то часть своих полномочий передать каким-то центральным органам. Они себя уже исчерпали. За 70 лет показали полную свою несостоятельность.
19 ноября, вторник
«Нам очень трудно, но мы выстоим» (из интервью президента России Бориса Ельцина «Труду»)
Я неоднократно говорил: неучастие Украины в обсуждении договора ставит нас, Россию, в положение, когда и мы не в состоянии продолжать его обсуждение. Потому что мы не представляем себе Союз без Украи-ны... Стало ясно, что если Россия подпишет договор в Ново-Огареве, то с Украиной наши пути расходятся. Допустить этого было нельзя, и мы стали искать выход. Один из его вариантов был найден. Поначалу, правда, мы не афишировали его, но тем не менее перед поездкой в Минск я позвонил президенту Горбачеву, сказал ему о наших намерениях. Мы летели в Минск, чтобы подписать экономическое соглашение с Беларусью на 1992 год. Однако важнейшей задачей для нас было встретиться с руководителями Украины, выяснить их намерения и попробовать обговорить условия создания нового содружества.
Другое дело — итоговый документ, который родился в Беловежской пуще. Его мы с Горбачевым не согласовывали. Работали над ним плотно в течение полутора суток с привлечением опытнейших экспертов и консультантов. И получилось как раз то, что надо сейчас.
14 декабря, суббота
«Спасти может только работа»
О чем раньше я слышал в курилке от рабочих завода, где тружусь вот уже 20 лет? Кто помоложе, говорил о девушках и футболе, кто постарше — о детях, внуках и огородах. Ну, а нынче в курилке — как будто на похоронах. Нет, завод наш стоит куда крепче других, и любимая Алма-Ата не потеряла лица. Но в день завтрашний я, без пяти минут пенсионер, человек с 48-летним трудовым рабочим стажем, смотрю с тревогой.
18 декабря, среда
«Не должно быть никаких иллюзий...» (из письма Михаила Горбачева участникам встречи в Алма-Ате)
На смену длительному и трудному историческому процессу формирования единой страны приходит процесс ее разъединения, расчленения. И он также не будет легким. Тут не должно быть никаких иллюзий. Очевидно, что общество еще не осознало, что это — поворот колоссального масштаба, затрагивающий основы жизни народов и граждан.
20 декабря, пятница
Приснись, зеленая ель!
Да, не самый веселый и богатый на угощение Новый год придется нынче встречать нашим людям, всем россиянам. И я сознательно не упоминаю о фантастических ценах на продукты, продаваемые на импровизированных рынках у станций метро, о длинных очередях в гастрономах — что зря душу терзать. Если новые российские власти, да и все мы, как следует распорядимся полученным шансом для выхода страны из кризиса — выстоим.
31 декабря, вторник
Водка есть, но...
В очередях — смертоубийство. Продавщицы талдычат одно и тоже: «Водки нет, и неизвестно, когда будет...» «Водка есть, ею завалены все цехи и склады на заводе «Кристалл», — говорит начальник отдела московского УБХС Скороделов. — И конфеты есть, и шоколад, и зефир... Все помещения кондитерской фабрики имени Бабаева забиты под потолок готовой продукцией. Нам объясняют, что нет транспорта. Ясно, что большая часть продукции уходит на сторону — через малые предприятия по бартерным сделкам...» Махинации с талонами и сокрытие товаров обнаружены в сотнях столичных магазинах.
31 декабря, вторник