В канун Нового года всем нам стоит особо внимательно читать этикетки в продуктовых магазинах. Иначе в открытой баночке натуральной красной икры может оказаться ее суррогат, а бутылка шампанского прошипит совсем не то, чего ожидают гости за праздничным столом. По оценке экспертов, сегодня в России шестую часть продовольственного рынка занимает контрафакт.
Эти данные прозвучали на форуме «Антиконтрафакт» в Минске. Сотни представителей органов власти, бизнесменов и экспертов стран — участниц Евразийского экономического союза совещались, как защитить наши рынки от незаконного оборота промышленных товаров, в том числе контрафактных и фальсифицированных.
Масштабы теневого рынка впечатляют. В России, по словам замминистра Минпромторга Глеба Никитина, к наиболее проблемным отраслям относятся пищевая, легкая, авиационная, автомобильная, фармацевтическая промышленность. Незаконный оборот продуктов питания оценивается в 1,3-1,6 трлн рублей, в то время как легальный оборот розничной торговли в 8,9 трлн, в легкой промышленности в «тени» вообще треть рынка. В фармацевтической промышленности чаще всего фальсифицируют недорогие и широко известные лекарства — обезболивающие, противовирусные препараты, антибиотики. А в итоге из-за действий недобросовестных производителей, контрабандистов и жуликов всех мастей бюджет теряет сотни миллиардов.
Кто производит контрафакт и как он попадает на прилавки, установить сложно из-за слабого контроля и прозрачности границ. Если верить белорусам, то в их страну фальсифицированный алкоголь в больших количествах приходит из России. В свою очередь Россия считает, что свыше 30% контрафактных табачных изделий поступает из Белоруссии. Второе место по поставкам нелегальных сигарет занимает Киргизия, третье — Казахстан.
Системы надзора в разных странах существенно отличаются, но при этом ни одна не может похвастаться, что теневой рынок побежден. Относительно успешен опыт Белоруссии, где президентскими решениями выстраивается многоуровневая система надзора. Во всяком случае зампред комитета Госдумы по делам СНГ Татьяна Москалькова берется утверждать, что опыт Белоруссии в противостоянии контрафакту является одним из лучших. Все согласились с тем, что для регулирования движения товаров на территории Евразийского экономического союза нужны единые требования прежде всего к их безопасности, содержащиеся в технических регламентах Таможенного союза. А еще странам надо совместными усилиями укреплять и координировать надзорную деятельность.
Эту больную тему затронул президент международной ассоциации «Антиконтрафакт», генерал полиции Асламбек Аслаханов. Наиболее актуальной, на его взгляд, является борьба против засилья контрафактных продуктов питания и медикаментов. К сожалению, пойманные за руку производители фальшивок пока отделываются административными наказаниями, а нужны серьезные меры в виде миллионных штрафов, а в отдельных случаях и уголовного преследования.
Корреспондент «Труда» участвовал в работе журналистской секции форума, которая обсуждала роль СМИ в решении проблем контрафакта. Увы, эта роль, как говорили журналисты, могла бы быть более эффективной, если бы власти внимательнее читали наши публикации и своевременно на них соответствующим образом реагировали. Не говоря уже о том, что сплошь и рядом региональные начальники и правоохранители, борясь за чистоту мундиров, препятствуют журналистским расследованиям в этой области. Ну а рубрика советской печати «Газета выступила — меры приняты», как известно, давно канула в Лету.
По итогам работы форума его участники одобрили проект меморандума, определяющий актуальные направления развития мер по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией. В том числе в таможенной сфере, в сфере контроля за рынком, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность. Если рекомендации экспертов лягут в основу решений правительств стран — членов Евразийского экономического союза, то, вполне возможно, встречая следующий Новый год, мы будем открывать банки с икрой и пить шампанское, не опасаясь за последствия.