В Санкт-Петербурге остановило работу социальное предприятие «Новое поколение». Компания, которая более 20 лет занимается адаптацией трудных подростков, не получает деньги от городского комитета по молодежной политике. Без работы остаются более тысячи тех, кого принято называть «малолетними преступниками и правонарушителями».
Еще 23 года назад питерские власти решились на проведение очень важного социального эксперимента. Трудные подростки получили возможность зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Такой метод воспитания отстаивал еще великий педагог Ушинский, о трудовом перевоспитании шла речь и в первом звуковом отечественном фильме «Путевка в жизнь».
В лихих 90-х адаптацией малолетних правонарушителей занялись в «Новом поколении». Трудных подростков на предприятие направляет либо школа, либо полиция. Ребята могут учиться, работать и получать за свою работу деньги. В отличие от пресловутых «спецпэтэу», аналогов исправительной колонии, в «Новом поколении» процесс перевоспитания исключает тюремные методы. И работу для подростков подбирают не унылую. Например, изготавливать детские настольные игры — яркие, современные. И каждый из причастных мог увидеть результат своего труда в магазинах.
А что делать с трудным подростком, когда тому исполнилось 14 лет и он получил паспорт? Обычные школы выпихивают его на улицу. Найти работу в таком возрасте самостоятельно невозможно. А заработать честно на жизнь еще сложнее. Так вот. В «Новом поколении» создали семь производственных площадок, куда дети приходят либо по направлению из школ, либо за ручку с инспектором по работе с несовершеннолетними. Здесь есть возможность и приобщиться к труду, заработать, и продолжить учебу. Ребята могут рассчитывать на общежитие — учитывая обстановку в семьях многих из этих подростков, для них это спасение.
Всего в филиалах «Нового поколения» было создано 1166 рабочих мест. Одна из площадок вообще не имела аналогов ни в России, ни в Европе: производство было налажено в Колпинской колонии для несовершеннолетних преступников. Перенять опыт приезжали из благополучных стран ЕС.
Как все работало? Предприятие получает заказ от государства, выполняет работу и берет за это деньги, которыми расплачивается с юными работниками. Говорить о прибыльности не приходится. Но, в конце концов, лучше тратиться здесь, чем на колонии и тюрьмы...
— Мы работаем в рамках государственной программы, — рассказывает гендиректор «Нового поколения» Михаил Дмитриев. — Представить финансирование из частных фондов сегодня можно только теоретически. Но ведь именно государство в первую очередь заинтересовано в результате нашей работы. И до этого года проблем с финансированием мы не испытывали:
Проблемы во взаимоотношениях с городским комитетом по молодежной политике возникли в начале текущего года. И вот уже первые жутковатые результаты: не получив причитающиеся ему за работу деньги, ставший безработным юноша психанул и в бытовом конфликте с пьяным отчимом облил того бензином и поджег...
Потом комитет выдвинул ряд воистину изуверских ограничений. Например, летом дети не имеют права взять отпуск за свой счет. Но каникулы-то никто не отменял! Используя казуистические придирки, чиновники прекратили перечислять предприятию деньги, уведомив об этом задним числом.
На сегодняшний день предприятие уже два месяца не получает положенные ему средства. Молодые работники по привычке приходят в простаивающие цеха, но работы нет. А в комитете вешают лапшу на уши общественности: «Конфликта нет, дети продолжают работать». Что есть неправда. Работа остановлена, поскольку нет возможности закупить материалы и выплатить зарплату.
Что это? Подготовка рейдерского захвата предприятия, которому было гарантировано госфинансирование? Или очередной пример бездумной «оптимизации», когда экономятся копейки там, где в конце концов обществу придется платить по счетам гораздо больше? Любой ответ не радует.