Вчера с Байконура отправился к Международной космической станции необычный корабль «Союз МС-14»: в его кабине не было экипажа. Впервые за 33 года предназначенный для пилотируемых полетов «Союз» отправился в космос в беспилотном режиме. Почему? Потому что это испытательный полет.
Такое объяснение лишь усиливает интригу. Какие же это, интересно, испытания, если риск настолько велик, что экипаж оставляют на Земле? Техника-то отнюдь не новейшая. Вот «Союз МС» эксплуатируется уже более трех лет, совершено 12 нормальных полетов с экипажами на околоземную орбиту. А у работяги-ракеты «Союз-2.1а» еще больше стаж и десятки успешных запусков. Казалось бы, проверенная техника, почему бы не проводить испытания с космонавтами на борту? Тем более что корабль летит к Международной космической станции (МКС). Можно было бы сэкономить ракету-носитель, например, для коммерческого запуска, стоимость которого превышает 2 млрд рублей.
Но дороже денег — безопасность космонавтов. Суть вкратце в следующем. Да, ракета «Союз-2.1а» давно испытана, выводила на околоземную орбиту и грузовые «Прогрессы», и различные спутники. Но она никогда не поднимала в космос пилотируемые корабли. Конечно, хорошо, что по отдельности и носитель, и «Союз МС» вполне надежны. А как они будут вести себя, когда отправятся в полет в виде единого ракетно-космического комплекса?
Поясним на примере. На ракете — цифровое управление, а на корабле — аналоговая система аварийного спасения (САС). Разумеется, специалисты серьезно поработали, чтобы обеспечить совместимость систем. Моделировали в земных условиях всевозможные варианты, выдачу команд цифровой системой управления, развороты во время подъема: Все вроде бы хорошо. Но это, как ни крути, не реальный полет. А если в какой-то момент система аварийного спасения ошибочно воспримет что-то как нештатную ситуацию? В случае включения САС она сработает мгновенно: вырвав кабину с экипажем, направит ее по крутой траектории к Земле: Не проведя реального полета, 100-процентной гарантии дать невозможно.
Уместно вспомнить аварию, произошедшую в апреле 2015-го как раз с ракетой «Союз-2.1а». Тогда на этом носителе во второй раз отправили в космос грузовой «Прогресс». Авария произошла при отделении корабля от третьей ступени ракеты. Грузовик не долетел до МКС и сгорел в плотных слоях атмосферы. Причиной нештатного отделения в официальном сообщении была названа конструктивная особенность, которая проявилась только при совместном использовании корабля и ракеты. То есть по отдельности корабль и ракета в полном порядке, а когда они оказались вместе, произошло ЧП...
Дефект устранили, после этого восемь «Прогрессов» благополучно стартовали на «Союзе-2.1а». Но на пилотируемом корабле, в отличие от грузового, есть чуткая к любым новшествам система аварийного спасения. А цифровое управление на ракете — кладезь новшеств.
«В этом испытательном полете должна быть проведена проверка правильности технических решений, заложенных при интеграции транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» с ракетой-носителем «Союз-2» этапа 1а, — рассказывал «Труду» в прошлом году генеральный конструктор РКК «Энергия» академик Евгений Микрин. — Этот запуск связан и с отработкой на корабле модернизированной системы управления движением и навигации (СУДН)».
Словом, правильное решение приняли конструкторы о проведении беспилотных испытаний. Они важны еще и потому, что со следующего года ракета «Союз-2.1а» полностью заменит носитель «Союз-ФГ», на котором используется украинская аналоговая система управления. Речь и о пилотируемых, и о грузовых запусках. Предстоящий сентябрьский старт очередного международного экипажа запланирован на «Союзе-ФГ», а после этого ракету выведут из эксплуатации.
Завтра, 24 августа, корабль «Союз МС-14» пристыкуется к МКС в автоматическом режиме. Он доставит на орбитальную станцию «изюминку» — робота «Федора», а также обычные грузы, в общей сложности 650 кг. С «Федором» будет заниматься российский космонавт Александр Скворцов, хотя по-настоящему использовать робота предполагается в будущем главным образом в открытом космосе при операциях на внешней стороне МКС.
А в ближайшее дни предстоит большая работа по переноске грузов из «Союза» на станцию, затем — укладка в пустом корабле результатов научных исследований и экспериментов. Через 13 суток после прибытия, 6 сентября, «Союз МС-14» отстыкуется от МКС и отправится в обратный путь. На Землю будет доставлено около 600 кг грузов.