Главная Наука и технологии 00:13 23 Августа 2019 1166
Как робот Федя оказался в кабине «Союза»

Впервые за 33 года предназначенный для пилотируемых полетов «Союз» отправился в космос в беспилотном режиме. Почему?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Какие же это, интересно, испытания, если риск настолько велик, что экипаж оставляют на Земле Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Вчера с Байконура отправился к Международной космической станции необычный корабль «Союз МС-14»: в его кабине не было экипажа. Впервые за 33 года предназначенный для пилотируемых полетов «Союз» отправился в космос в беспилотном режиме. Почему? Потому что это испытательный полет.

Такое объяснение лишь усиливает интригу. Какие же это, интересно, испытания, если риск настолько велик, что экипаж оставляют на Земле? Техника-то отнюдь не новейшая. Вот «Союз МС» эксплуатируется уже более трех лет, совершено 12 нормальных полетов с экипажами на околоземную орбиту. А у работяги-ракеты «Союз-2.1а» еще больше стаж и десятки успешных запусков. Казалось бы, проверенная техника, почему бы не проводить испытания с космонавтами на борту? Тем более что корабль летит к Международной космической станции (МКС). Можно было бы сэкономить ракету-носитель, например, для коммерческого запуска, стоимость которого превышает 2 млрд рублей.

Но дороже денег — безопасность космонавтов. Суть вкратце в следующем. Да, ракета «Союз-2.1а» давно испытана, выводила на околоземную орбиту и грузовые «Прогрессы», и различные спутники. Но она никогда не поднимала в космос пилотируемые корабли. Конечно, хорошо, что по отдельности и носитель, и «Союз МС» вполне надежны. А как они будут вести себя, когда отправятся в полет в виде единого ракетно-космического комплекса?

Поясним на примере. На ракете — цифровое управление, а на корабле — аналоговая система аварийного спасения (САС). Разумеется, специалисты серьезно поработали, чтобы обеспечить совместимость систем. Моделировали в земных условиях всевозможные варианты, выдачу команд цифровой системой управления, развороты во время подъема: Все вроде бы хорошо. Но это, как ни крути, не реальный полет. А если в какой-то момент система аварийного спасения ошибочно воспримет что-то как нештатную ситуацию? В случае включения САС она сработает мгновенно: вырвав кабину с экипажем, направит ее по крутой траектории к Земле: Не проведя реального полета, 100-процентной гарантии дать невозможно.

Уместно вспомнить аварию, произошедшую в апреле 2015-го как раз с ракетой «Союз-2.1а». Тогда на этом носителе во второй раз отправили в космос грузовой «Прогресс». Авария произошла при отделении корабля от третьей ступени ракеты. Грузовик не долетел до МКС и сгорел в плотных слоях атмосферы. Причиной нештатного отделения в официальном сообщении была названа конструктивная особенность, которая проявилась только при совместном использовании корабля и ракеты. То есть по отдельности корабль и ракета в полном порядке, а когда они оказались вместе, произошло ЧП...

Дефект устранили, после этого восемь «Прогрессов» благополучно стартовали на «Союзе-2.1а». Но на пилотируемом корабле, в отличие от грузового, есть чуткая к любым новшествам система аварийного спасения. А цифровое управление на ракете — кладезь новшеств.

«В этом испытательном полете должна быть проведена проверка правильности технических решений, заложенных при интеграции транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» с ракетой-носителем «Союз-2» этапа 1а, — рассказывал «Труду» в прошлом году генеральный конструктор РКК «Энергия» академик Евгений Микрин. — Этот запуск связан и с отработкой на корабле модернизированной системы управления движением и навигации (СУДН)».

Словом, правильное решение приняли конструкторы о проведении беспилотных испытаний. Они важны еще и потому, что со следующего года ракета «Союз-2.1а» полностью заменит носитель «Союз-ФГ», на котором используется украинская аналоговая система управления. Речь и о пилотируемых, и о грузовых запусках. Предстоящий сентябрьский старт очередного международного экипажа запланирован на «Союзе-ФГ», а после этого ракету выведут из эксплуатации.

Завтра, 24 августа, корабль «Союз МС-14» пристыкуется к МКС в автоматическом режиме. Он доставит на орбитальную станцию «изюминку» — робота «Федора», а также обычные грузы, в общей сложности 650 кг. С «Федором» будет заниматься российский космонавт Александр Скворцов, хотя по-настоящему использовать робота предполагается в будущем главным образом в открытом космосе при операциях на внешней стороне МКС.

А в ближайшее дни предстоит большая работа по переноске грузов из «Союза» на станцию, затем — укладка в пустом корабле результатов научных исследований и экспериментов. Через 13 суток после прибытия, 6 сентября, «Союз МС-14» отстыкуется от МКС и отправится в обратный путь. На Землю будет доставлено около 600 кг грузов.

 

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

«Чем меньше личной информации вы рассказываете, тем труднее вас обмануть», - подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Управление «К» Министерства внутренних дел РФ опубликовало список ключевых видов информации, которые гражданам ни под каким предлогом не следует раскрывать о себе. В противном случае они сильно рискуют оказаться жертвами мошенников....

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Есть ли жизнь без интернета? Может, и есть, но совсем не та, к какой мы уже привыкли

Ирина Хмара
Труд
Получается, современная цивилизация - это чудо технологий, но в то же время ненадежный карточный домик. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешние майские праздники запомнились не только торжествами и парадами. Москва и еще ряд российских регионов вернулись в доцифровую эпоху: в целях безопасности был отключен мобильный интернет, и миллионам граждан...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

В двух сибирских городах появится «китайское» метро. Вопрос – почему?

Алекс Зверев
Труд
Китай учился строить метро у СССР. И с тех пор ушел далеко вперед. Фото: Максим Платонов/Business Online, globallookpress.com

В двух сибирских городах-миллионниках строительством метро займется китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Генподрядчиком строительства линий является группа компаний «Моспроект-3», а китайские...

Жизненный успех начали измерять числом подписчиков в социальных сетях – и неважно, откуда те берутся

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В среднем человеку в соцсетях уделяется три секунды времени. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Социальные сети очень скоро могут заменить все, казалось бы, устоявшиеся гражданские институты. Как вам такая перспектива? Люди теперь могут объединяться сами, без политиков. А каждый пользователь имеет шанс выступить в роли лидера...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Речь идет об аутофагии — процессе клеточной переработки

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Созревание томатов регулируется тем же механизмом, который отвечает за продолжительность жизни и здоровье у людей и животных. Это выяснила международная группа исследователей, работа которых опубликована в журнале New Phytologist. Речь идет...

Как отметили в компании, пока «это концепт, созданный для демонстрации наших возможностей в области электротранспорта»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российский автомобилестроительный концерн «АвтоВАЗ» впервые показал электромобиль Lada e-Aura. Об этом сообщает РИА Новости. «Пока выставочный экземпляр, пытаемся ее до ума довести. Их две машины, сейчас еще собираем три»,...