Руководители компаний недовольны молодыми специалистами. Они вынуждены доучивать или вообще полностью переучивать их.
К таким выводам в ходе исследования жизненных траекторий выпускников различных учебных заведений пришли ученые Виктор Вахштайн, Давид Константиновский и Дмитрий Куракин.
Исследователи опросили работодателей и выяснили, что их претензии зависят от размера компании и ее деятельности. Одним недостаточно прикладных навыков, другим — фундаментальных знаний.
Руки не оттуда растут
Представители малого и среднего бизнеса, по данным исследования, высказывают претензии к вузу по поводу чрезмерного академического характера образования.
Они отмечают, что выпускников приходится «доводить до ума», а на это могут уйти месяцы и даже годы. «Преподаватели, которые учат студентов, сами не знают практики, не знают жизни, а примеры берут из книжек», — цитируют предпринимателей исследователи.
Кругозор подкачал
Крупные компании недовольны, что вузы не дают качественного фундаментального образования.
«Должно быть больше истории, философии и математики. Не надо рассказывать про маркетинг, тем более что рынок развивается так быстро, что преподаватели за ним не успевают», — говорят представители таких компаний.
Работодатели отмечают, что им нужны эрудированные специалисты с широким мировоззрением, способные видеть связи, нестандартно мыслить. А прикладным навыкам их научат прямо на рабочем месте — способные и обучаемые быстро схватят необходимую в работе информацию.
К тому же некоторые компании убеждены, что их учебная база лучше, чем в вузе. Здесь используются передовые техники обучения, а переподготовка проводится на новейшем оборудовании.
Всем недовольны
Среди работодателей есть и такие, которые негативно относятся к любому образованию. Таких, по данным исследования, около четверти. Эти люди недовольны качеством выпускников любых вузов, считают их неспособными трудиться на любом производстве и уверены, что переобучать нужно каждого выпускника университета, так как они мало того что не имеют практических знаний, но еще и не способны воспринимать информацию и творчески мыслить.
Примерно столько же работодателей (четверть) более доброжелательно относятся к выпускникам вузов, но считают образование не главным фактором, а обращают внимание на личностные качества. В таких компаниях если и спрашивают