Букет роз, лепестки которых сделаны из крохотных чешуек рыбы сиг, выловленной в озере Севан, еще можно увидеть невооруженным глазом. А вот караван верблюдов, чинно шествующих в игольном ушке, или золотого саксофониста, уместившегося на половинке макового зернышка, без микроскопа рассмотреть не удастся. Единственный в мире музей, где их можно увидеть, находится в Ереване. Поэтому пять лет назад была организована передвижная выставка. С тех пор она успела побывать в США, Японии, Европе.
К сожалению, шедевры Казаряна очень чувствительны к перемене окружающей среды. Миниатюрный оперный театр из мамонтовой кости, хранившийся в одном из московских музеев, съели зловредные микробы, а на игольном ушке, в котором "разместились" верблюды, после выставки в Сочи появилась ржавчина. Было и такое: голуби, которых очень любит кормить художник, склевали рисовое зернышко, случайно оказавшееся на подоконнике. А на зернышке - почти готовое изображение. Пропала многодневная работа.
350 работ Казаряна были переданы советским руководством в подарок главам других государств. Первое такое задание Эдуард Авакович выполнил еще во времена Хрущева. Наше правительство получило в подарок драгоценную иголку с выгравированными на ней семью слонами. Казарян для ответного презента сделал иголку, на которой разместил 3000 слонов.
Художник использует в работе инструменты, которые сделал сам. Как хирург в операционной, он закрывает лицо марлей, чтобы мельчайшие песчинки материала не унесло дыханием, а изображение наносит в паузах между ударами сердца, чтобы не дрогнула рука.
Бессменный экскурсовод и хранитель передвижной выставки - дочь художника Людмила. Один из экспонатов она никогда не выпускает из рук. В запаянном кулоне - сверкающий лик Спасителя. Это чудо - результат эффекта, который производят лучи света, преломившиеся через сахарную крупинку, на которой художник и вырезал изображение.