Если бы такие же несли службу в воздушных гаванях Хургады и Шарм-эль-Шейха, то мы бы и сегодня летали отдыхать на пляжи Красного моря.
В конце прошлого года «Аэрофлот» официально зарегистрировал породу шалайка в Российской кинологической федерации. Авиакомпания имеет собственную службу кинологов, 29 специалистов и 50 собак обеспечивают контроль самолетов, грузов, помещений аэропорта и патрулируют прилегающую территорию. Их задача — поиск оружия и взрывных устройств. Шалайки обладают тонким нюхом, неприхотливы и не теряют работоспособности при самых сложных погодных условиях.
Вывел породу известный российский биолог Клим Тимофеевич Сулимов. Гибрид шакала и лайки — такую он задумал еще 40 лет назад. Ради этого перебрался из Москвы на Таймыр, в естественную среду обитания своих подопечных. Вольные шакалы не желали размножаться в неволе или давали слабое потомство. Идея состояла в том, чтобы гибридные животные взяли лучшие качества своих пород: от лайки — выносливость и дружелюбие; от шакала — сильную ориентировочную реакцию, самостоятельность и интерес к окружающему миру. «Классические служебные собаки, немецкие овчарки, спаниели, даже королевские корги утратили эти качества, — считает ученый. — Они полностью зависимы от людей и действуют только по команде».
«Аэрофлоту» нужен был неформальный подход к делу, именно поэтому авиакомпания нашла Сулимова вместе с его подопечными собаками и предложила сотрудничество, которому без малого 20 лет. За это время животные стали более лояльны к людям, но и утратили часть шакальей крови: теперь ее 25% вместо былых 55%. На качестве поисковой работы это не отразилось. Собаки способны различать огромное количество запахов и определяют 12 видов взрывчатки, которую не ловят чуткие приборы. Шалайки чувствуют запах даже личного оружия. Однажды в ходе патрулирования они «рассекретили» сотрудника российских спецслужб, который, находясь на задании, беспечно пил кофе в аэропорту с пистолетом под мышкой.
Курировал создание кинологической базы, обучение собак и набор персонала Азат Зарипов, ныне советник гендиректора компании по вопросам авиационной безопасности. Ему принадлежат идея забора проб воздуха из замкнутых пространств и тренировка собак на дистанционное обнаружение следов взрывчатых веществ. Хотя миниатюрные шалайки (42-45 см в холке) отлично справляются с осмотром салона самолета, тесные технические отсеки им все же недоступны.
Выносливость, независимость и автономность собак генетически унаследованы от чистопородных предков. Они обладают ночным зрением, способны прыгнуть с места в окно первого этажа здания. Морозы и жара никак не влияют на поисковые качества — собаки работают при −30 °С и +45 °С (летом они «раздеваются», зимой — наращивают защитный слой шерсти). Важно, что шалайки имеют разнообразный и непредсказуемый окрас, потенциальным злоумышленникам сложно определить, служебный это пес или обычная дворняга. Шалайки имеют независимый нрав и не любят панибратства. В награду за труды любят получить куриную шейку — любимый деликатес.
Впрочем, они способны работать и совершенно бескорыстно. Клим Тимофеевич припомнил случай, когда его любимец Флимп отправился патрулировать территорию аэропорта без сопровождения. Команда кинологов после долгих поисков обнаружила пса в добром здравии — тот патрулировал один из пассажирских терминалов.
В штатном режиме круглосуточно осуществляется 15 патрульных выездов, собак меняют каждые 30 минут. Помимо работы на авиакомпанию шалайки порой участвуют в следственных экспериментах МВД, когда требуется найти правонарушителя по следам и запахам.
Каковы перспективы породы? Клим Сулимов мечтает организовать школу кинологов, создать на базе авиакомпании центр подготовки специалистов, способных работать с уникальной породой, заниматься воспроизводством собак, которые готовы нести непростую службу. В любом аэропорту можно спокойно отправляться в полет, если безопасность в надежных лапах шалаек.