Ежегодно 13 января коллеги по работе из Волгоградского авиаотряда, друзья и родственники приходят к мемориалу героического экипажа Ту-134 Владимира Дунаева почтить память погибших. «Труд» уже вспоминал о тех трагических событиях (номер от 11 января 2020 года). Но снова и снова мы возвращаемся к ним, чтобы восстановить справедливость в отношении тех, кто спасал горящий лайнер.
Рейс вылетел 13 января 1990 года из Тюмени в Волгоград в штатном режиме. Но через 20 минут после набора высоты в самолете начался пожар, лишивший экипаж возможности пилотирования по приборам. Ближайший аэродром Екатеринбурга был закрыт густым туманом, и тогда командир Владимир Дунаев принимает решение экстренно приземляться на поле. За восемь минут по крутейшей глиссаде экипаж выполнил аварийное снижение, зашел на посадку. Однако выбранное поле оказалось оборудовано системой полива, скрытой под снегом. При столкновении с ней на большой скорости лайнер перевернулся. Погибли командир, второй пилот, штурман и бортпроводница, часть пассажиров. Но 40 пассажиров из 64, бортмеханик и одна из двух бортпроводниц остались в живых и смогли рассказать о последних минутах рокового полета.
Профессиональное сообщество по достоинству оценило мужество и умелые действия экипажа, назвав их единственно верными в создавшейся обстановке. Однако в стране тогда менялись власть и строй, и на фоне таких катаклизмов подвиг экипажа Владимира Дунаева так и не получил объективной, справедливой оценки. Все расследования подвели под гриф «секретно»...
Между тем случай возгорания на данном типе самолета стал уже седьмым, что заставило внести определенные ограничения в его эксплуатацию. Выходит, своими жизнями экипаж заплатил за чьи-то ошибки и предотвратил другие ЧП в воздухе? Это и пытаются напомнить властям земляки и родные героев. Все эти годы они бьются, пишут в разные инстанции, требуя по достоинству оценить действия экипажа.
По следам публикации в «Труде» Общероссийская общественная организация «Содружество ветеранов гражданской авиации России» обратилась к губернатору Волгоградской области с просьбой ходатайствовать о награждении членов экипажа Ту-134А. Главное авиационное ведомство, получив указание разобраться с обращением ветеранов, надолго задумалось и наконец прислало ответ. Цитируем. «Материалы расследований упоминаемых вами авиа-ционных событий, к сожалению, не сохранились по причине давности и прошедших многочисленных реорганизаций ведомств, отвечающих за государственное регулирование в области гражданской авиации в России: Учитывая вышеизложенное, Федеральное агентство воздушного транспорта не уполномочено ходатайствовать о награждении государственными наградами указанных в вашем обращении лиц».
Ну что остается в ответ на такую отписку — развести руками? Или все-таки поспорить относительно «давности материалов расследований». Во-первых, они сохранились в Волгограде. А еще можно подняться в кабинет руководителя Росавиации Александра Васильевича Нерадько и попросить его вспомнить о том трагическом событии. Ведь он наверняка не оставался от него в стороне в 1990 году, занимая должность старшего эксперта в Госавианадзоре СССР. Или командировать чиновников, писавших ответ, в Волгоград, чтобы те посмотрели в глаза чудом оставшимся в живых после катастрофы членам экипажа. Они-то точно запомнили все, что с ними тогда произошло, на всю оставшуюся жизнь.