Проходящий в Германии чемпионат Европы, едва начавшись, уже успел отметиться двумя интересными особенностями. Во-первых, рекордной результативностью. Во-вторых, в большинстве сборных, как никогда раньше, много футболистов в почтенном возрасте. Это из разряда случайностей или устойчивые тенденции? Об этом мы расспрашивали экспертов.
В нынешних составах 24 команд — участниц европейского первенства рекордное количество игроков старше 35 лет: таких набралось аж 29 человек. Для большого футбола еще недавно это считалось возрастом почти пенсионным. Для сравнения: на предыдущем первенстве континента в 2021 году таких «стариков» в командах было лишь 14, в 2008-м и 2016-м — по 18 человек. А здесь, пожалуйста, прямо как в песне: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет».
Португалец Пепе уже установил рекорд. Он приехал на финальную часть Евро в возрасте 41 года 4 месяцев и провел на поле весь первый матч против чехов. Ненамного младше его звездный партнер Криштиану Роналдо — тому 39 лет 4 месяца. И он, форвард, тоже весь матч против чехов был на поле, и вклад его в победу, вырванную на последних минутах, несомненно, велик. Достижение Пепе способен превзойти шотландский вратарь Крейг Гордон. В стартовом матче против сборной Германии он просидел в запасе, но если тренер его выпустит на поле в одной из следующих игр, то новый возрастной рекорд для Евро составит уже 41 год 6 месяцев. А вот его коллега по амплуа немец Мануэль Нойер провел против шотландцев весь матч и в 38 лет является одним из лидеров команды, претендующей на чемпионский титул.
Идем дальше по списку. Знаменитый 38-летний испанский защитник Хесус Навас матч против хорватов тоже просидел на скамье запасных. Но слишком уж звездный состав у испанцев: даже чтобы попасть в заявочный список на Евро, надо было провести очень сильный сезон, и это Навасу удалось. У него все шансы выйти на поле.
В составе сборной Словакии Петеру Пекарику и Юраю Куцке по 37 лет, Мартину Дубравке — 35. И вот что интересно: все вышеперечисленные футболисты не только сыграли по полтора часа в стартовых матчах своих команд на Евро-2024, но и победили. Добавим сюда также 37-летнего француза Оливье Жиру. Правда, его против австрийцев выпустили на поле лишь на последних минутах. Но слишком уж сложно ветерану конкурировать за место в составе с такими звездными напарниками по линии нападения, как Мбаппе, Гризманн, Туран и Дембеле.
Нельзя обойти вниманием и великолепного Луку Модрича. В свои 38 лет тот по-прежнему является лидером сборной Хорватии — и не номинальным, а подлинным. И если в первом матче он провел на поле 65 минут, то во втором главный тренер Златко Далич решил, что без знатного ветерана, в чьей коллекции есть и «Золотой мяч», команда играет слабее, и держал Луку на поле все 95 минут. Правда, сама сборная Хорватии объективно стала слабее за последние два с половиной года — с той поры, когда оттеснила российскую команду с первого места в отборочной группе чемпионата мира на второе. Теперь после двух туров подопечные Далича набрали лишь одно очко, разгромно проиграв испанцам (0:3) и сведя матч с албанцами вничью.
А в целом уже по первым матчам можно сказать: ветераны не только не портят картину на поле, но и зачастую вносят решающий вклад в результат.
Еще одной отличительной чертой нынешнего Евро является небывало большое количество забитых голов — 38 в первых 13 матчах турнира, то есть в среднем по 2,92 за игру! И это происходит на фоне осторожных заявлений специалистов о том, что «все в Европе научились в футбол играть и явных аутсайдеров стало меньше. Гораздо проще наладить действия в защите, чем найти талантливых форвардов». И вот что еще любопытно: при нынешнем обилии голов нет ни одного футболиста, кто забил в первом туре хотя бы два мяча. То есть на Евро в Германии есть уже 35 голеадоров, плюс к этому добавим три автогола.
Между тем болельщики со стажем помнят, что значительная часть матчей на чемпионатах мира и Европы еще лет 30-40 назад заканчивалась со счетом 0:0 или 1:0. Чем же объясняется повышение результативности в XXI веке? В 2006 году мне довелось брать интервью у одного из лучших вратарей мира 1970-х поляка Яна ТОМАШЕВСКОГО. На тот момент он был ведущим футбольным обозревателем на польском телевидении и при этом продолжал активно тренироваться и выступать в ветеранских матчах. Так вот, тогда пан Томашевский уверенно назвал главной причиной запрос потребителей, то есть болельщиков, на яркое зрелище. О том же беспокоятся и рекламодатели, и спонсоры. Но разве может быть в футболе зрелище ярким, если мало голов? Вот общими усилиями и решают эту проблему.
«Современная индустрия, производящая спортивную экипировку, все усилия прикладывает к тому, чтобы футбольные мячи летели быстрее, а современные бутсы позволяют хорошим игрокам так умело подкручивать мяч, чтобы он двигался по самой не-ожиданной траектории, — рассуждал Ян Томашевский. — Сплошь и рядом вратарям приходится работать в два приема: сначала подставить под мяч руки, а потом уже прижать его к груди или земле. Во времена моей карьеры пропустить гол после удара из-за пределов штрафной площадки считалось ЧП для вратаря, а сейчас это вполне привычное дело, рабочий момент. Несмотря на то что защитники плотно встречают игрока с мячом намного дальше от ворот, чем раньше. Так что я сочувствую моим нынешним коллегам — индустрия футбольной экипировки осложняет им жизнь», — комментировал корреспонденту «Труда» ситуацию известный вратарь.
Насущные темы, бросившиеся в глаза на старте Евро, мы обсудили и с Владимиром ПОНОМАРЕВЫМ, бывшим защитником ЦСКА и сборной СССР.
«Ян Томашевский играл позже меня, но я с ним полностью согласен. Названная им тенденция продолжает развиваться и дальше. Современные мячи летят совсем не так, как в наше время. Они быстрые, от мокрого газона не становятся тяжелее, им можно придавать разнообразные вращения и пускать по разным траекториям. Но есть и другие причины в возросшей результативности. К ним бы я отнес явные огрехи защитников. Наладить оборону в сборной сложнее, чем нападение, где футболистам порой на помощь приходит вдохновение и умение импровизировать. А вот когда из разных клубов съезжаются защитники, то даже большим мастерам требуется время, чтобы наладить взаимодействие.
Бросаются в глаза характерные ошибки обороны на этом Евро. Перед крайним защитником всегда стоит эта дилемма: если встречаешь своего оппонента слишком близко (до 1 метра), то рискуешь попасться на его финт, а если далеко (3-4 метра), то он беспрепятственно делает прострел или навес в штрафную. И современные защитники почему-то считают: если попался на финт, то все заметили, что ты проиграл, а если позволил навесить или прострелить, то твоя вина не столь уж очевидная.
На самом деле это не так. Мне Лев Иванович Яшин очень жестко «впихивал», если я позволял навешивать даже от боковой линии. А при дальних ударах по воротам защитники порой и не стремятся сблизиться с бьющим, иногда даже отворачиваются и прячут руки за спину. При таких действиях часто случаются рикошеты, и все это дополнительно осложняет жизнь вратарям. Да и судьи стали строже подходить к безобразиям, когда игрока с мячом хватают за руки, майку, трусы. В РПЛ такие номера проходят, а на Евро сразу замечают и строго наказывают. Так что и нападающие получили больше свободы.
Впрочем, по окончании группового этапа вылетят команды послабее, а останутся те, у кого лучше налажена игра в защите. Так что к финальной части чемпионата результативность может снизиться.
О причинах долголетия. Конечно, далеко шагнула медицина. Сложные операции и реабилитация после них проходят быстро и успешно. А в наше время ведущие футболисты могли услышать от руководства клубов: «Лечись сам или проваливай». Даже игрокам сборной СССР, едва достигшим возраста 30 лет, в клубах настойчиво предлагали уступить дорогу молодым. И мне в ЦСКА в том числе. Я стоял перед мучительным выбором — уйти из футбола или перейти в ростовский СКА. Но перевозить из Москвы семью на юг было проблемно. Так что, закончив играть в футбол, я остался при погонах, перешел на преподавательскую работу. Хотя мне по силам было поиграть минимум года три на том же уровне.
А сейчас футболисты получают такие большие деньги, что они всеми силами стремятся про-длить игровую карьеру, держатся до последнего. Лука Модрич и многие другие соглашаются на понижение зарплат, но все равно остаются при больших заработках. А некоторые теперь еще едут на Ближний Восток или в США за большими деньгами. Хотя это уже, считаю, другая крайность: пять-шесть «стариков» в основе — перебор, в ущерб скоростной игре. Таким составом невозможно ровно сыграть серию матчей и дойти до финала. Так что дальнейшую тенденцию увеличения среднего возраста команд считаю либо временным явлением, либо для футбола вредным, ведущим к снижению зрелищности", — заключает Пономарев.
Ну что же, Евро-2024 только набирает ход, все самое интересное впереди. Посмотрим, насколько справедливы первые впечатления.