Напомним, что Центральная телекоммуникационная компания ("Центртелеком") образовалась на базе "Электросвязи" Московской области путем присоединения 16 региональных операторов Центрального федерального округа. Компания была зарегистрирована в ноябре 2002 года, а в феврале этого года процесс объединения де-юре завершился собранием акционеров, которые назначили генеральным директором Рубена Амаряна.
В итоге на российском рынке телекоммуникаций появилась крупнейшая компания, где количество абонентов превысило 5 миллионов 570 тысяч. Сегодня "Центртелеком" контролирует в округе 85 процентов рынка фиксированной телефонной связи, причем продолжает активно инвестировать в ее развитие - только в прошлом году введено в эксплуатацию почти полмиллиона телефонных номеров. При наличии такой базы проще всего делать деньги, что называется, на проводах - собирая плату за телефон и продавая право пользования мощностями и линиями частным операторам связи. К слову, еще недавно именно этим занимались некоторые региональные компании электросвязи и под давлением жесткой конкуренции теряли позиции на рынке. Не далее, как в 1999 году доля традиционных операторов в суммарном доходе отрасли связи занимала 89 процентов, а в 2002 году снизилась до 52.
На встрече с прессой руководители "Центртелекома" объявили, что сегодня предпринимаются серьезные меры по укреплению позиций компании. Новая маркетинговая стратегия предполагает борьбу за клиента во всех сегментах рынка связи. Как заявил коммерческий директор Сергей Приданцев, свою миссию "Центртелеком" видит в предоставлении надежной и качественной связи и нахождении индивидуального подхода к каждому клиенту". На практике это означает, что наряду с расширением телефонной сети ставится задача быстрого расширения всего спектра новых услуг- Интернет, IP-телефония, услуги интеллектуальной сети, пакетной передачи данных, карточной платформы. За счет внедрения прогрессивных технологий и маркетинговой политики, выстроенной по западным стандартам, компания рассчитывает сохранить свои позиции в секторе традиционной телефонии, а также увеличить долю в секторе новых услуг связи - до 80 процентов в среднем по федеральному округу.
Конечно, сделать это непросто. В том числе потому, что это единственная телекоммуникационная компания, выполняющая социальные функции в регионах. В отличие от частных операторов, "Центртелеком" обслуживает не только богатых клиентов, но занимается телефонизацией отдаленных сел и деревень, строит станции и прокладывает линии связи в глубинке. В принципе такие проекты перспективные, но весьма затратные, причем на поддержку государства особенно рассчитывать не приходится. При этом надо зарабатывать деньги, чтобы эффективно развиваться и обеспечивать выплату дивидендов акционерам. Но в "Центртелекоме" уверены: объединение сил в рамках межрегиональной компании позволяет резко повысить доходность бизнеса и на качественно более высоком уровне решать как производственные, так и социальные задачи.
О том, как это будет делаться, наш корреспондент попросил рассказать генерального директора компании Рубена АМАРЯНА.
- Рубен Андроникович, "Центртелеком" только начинает работать в новых условиях, и, наверное, о конкретных результатах говорить рано?
- Результаты уже есть. Назову только одну цифру - в первом квартале 2003 года чистая прибыль компании выросла почти в 4 раза. Прежде всего потому, что продажи наших услуг резко пошли вверх. Это эффект консолидации бизнеса, создания системы эффективного корпоративного управления, а также результат прихода на ключевые должности менеджеров нового поколения, прогрессивно мыслящих, а некоторые имеют опыт работы в крупнейших западных компаниях.
Ситуация на фондовом рынке позволяет надеяться, что первые позитивные результаты удастся закрепить. Аналитики сегодня дают рекомендации покупать акции "Центртелекома" - рынок верит, что мы на верном пути. Можно рассчитывать на приток инвестиций.
- На какие инвестиции компания рассчитывает - зарубежные или российские?
- В этом смысле мы проводим гибкую политику. Нас не интересует "национальность" инвестиций. Нам нужны длинные и дешевые деньги для энергичного развития. Если партнеры предлагают такие условия, то мы их принимаем. И, естественно, исполняем в точности все обязательства, о которых договариваемся с инвестором и кредитором. Деловая репутация в рыночных условиях - самый дорогой капитал.
Сегодня и в нашей стране, и на западе к нам большой интерес. Рынок телекоммуникаций в России растет очень высокими темпами. В стране еще 6 подобных межрегиональных компаний, но "Центртелеком" среди них по многим показателям занимает ведущие позиции. У нас, например, самые крупные мощности и обороты, больше всех абонентов -около 6 миллионов.
- Объединение компаний в "Центртелеком" произошло без конфликтов, что по нынешним временам редкость...
- Мы придерживаемся политики открытости, решения принимаем консолидировано. Например, на уровне генеральной дирекции компании к совещаниям очень серьезно готовимся. За 5 дней каждому члену правления, куда в том числе входят директора всех региональных филиалов, высылаем материалы, просим дать замечания, которые потом учитываются при принятии решений. Есть такая управленческая формула: "веди за собой своим примером". Мы по ней стараемся действовать на всех уровнях.
Мы против жесткой централизации управления. Наоборот, делегируем полномочия и ответственность, насколько это возможно. Во многом благодаря тому, что мы придерживались такого принципа, объединение прошло без эксцессов и с администрациями регионов удалось конструктивно договориться.
- Но ведь региональные компании разные - по доходам, уровням технической оснащенности. Как выровнять условия?
- Никакого перераспределения средств от сильных филиалов к слабым не будет. Нас объединил не общий обезличенный кошелек, а общая цель, в достижении которой все заинтересованы - создание единого телекоммуникационного пространства, расширение спектра услуг и доходов.
Но также есть вещи, без которых не сможет нормально развиваться ни одна компания. "Центртелеком" исполняет социальные обязательства и власти не дадут нам спокойно жить, пока не телефонизируем все деревни, не поставим аппараты всем инвалидам и участникам войны. Да это мы считаем своим долгом. Совершенно очевидно, что надо объединять усилия региональных филиалов, чтобы залатать эти "дыры" в телекоммуникационном пространстве.
- Есть ли отличия в технической политике в глубинке и, скажем, в областном центре?
- Не думаю, что надо разделять глубинку и областной центр, деревню и город. По нашему убеждению, полный набор услуг должен быть везде доступен, а их качество - повсеместно высоко.
Эту политику мы проводим в рамках единой стратегии развития. Пока массовый потребитель рассматривает электросвязь в основном как телефон. Но есть корпоративные клиенты, есть категория граждан в лице среднего класса, которые готовы больше платить и получать за это широкий спектр услуг. И мы должны использовать всю мощь объединенной компании, весь наш производственный и кадровый потенциал, чтобы такие услуги предоставить.
- Кстати, о кадрах. Наверное, объединение региональных компаний предполагает их сокращение?
- Мы говорим не о сокращении, а об оптимизация численности - в пределах 3-4 процентов. Вот, скажем, сегодня у нас в головной компании много финансистов и бухгалтеров, потому что требуется привести к общему знаменателю финансовые потоки. Но мы договорились, что по окончанию объединительной работы численность этой категория станет меньше. Но это не значит, что люди окажутся на улице. Одним из важнейших условий роста компании является переподготовка перспективных опытных специалистов и привлечение молодежи. Мы, например, планируем открыть кафедру по информационным технологиям в Белгородском государственном университете, чтобы готовить там для себя смену. Молодость, к сожалению, быстро проходит и нам надо успеть передать свои знания, опыт.
Добавлю, что мы стараемся максимально загрузить людей и, естественно, стараемся достойно им за это платить.
- Каковы ближайшие планы?
- Среди российских операторов фиксированной связи по доходам в 2002 году мы занимаем третье место. Но потенциал компании огромный, у нас есть все - от телеграфа до мобильной связи и цифрового телевидения. В этом году продажи объединенной компании вырастут на 30 процентов и достигнут 20 млрд. рублей. А следующая ступень - "клуб миллиардеров", то есть годовой оборот в миллиард долларов. В этом случае компания сразу выйдет на "голубую фишку" - со всеми вытекающими обстоятельствами.
Это новый уровень инвестиционной привлекательности и новые возможности для повышения доходов и решения социальных вопросов.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В том, что для "Центртелекома" социальные программы остаются важнейшей задачей, многие лишний раз убедились накануне Дня Победы. Во время визита в Тулу наш Президент пообщался с ветераном Великой отечественной войны Марией Агудяевой, которая посетовала, что в ее квартире нет телефона. Президент тотчас дал соответствующее поручение губернатору, тот - своим чиновникам. Попутно выяснилось, что досадное недоразумение произошло отнюдь не по вине связистов. Просто незадолго до этого Мария Павловна вместе с семьей дочери переехала жить в другую квартиру в доме, который по плану должен был быть телефонизирован в июне. Но бабушке телефон в виде исключения в тот же день поставили. Ветеранов в "Центртелекоме" уважают.