7 апреля «Труд» в статье «Малограмотные не требуются» рассказывал о том, как на российском рынке труда идет настоящая охота за квалифицированными кадрами, которых катастрофически не хватает. И вот обнадеживающая новость: правительство пообещало выделить более 2,5 млрд рублей на господдержку профессионального образования и повышения квалификации. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
По словам главы правительства, «деньги пойдут на гранты организациям, готовящим кадры, необходимые для рынка труда». Цитируем премьера дальше: «Рассчитываем, что эти меры помогут более 46 тысячам наших граждан пройти нужное обучение, в том числе по таким специальностям, как воспитатели дошкольных учреждений, ремонтники, строители, работники легкой промышленности, это позволит им выбрать себе работу по душе или открыть свое дело».
Учтем: в стране уже имеется более 3,5 тысячи колледжей, в которых учатся 3,4 млн студентов. Ежегодный прием (и выпуск!) превышает миллион человек, в том числе тех самых строителей и ремонтников, воспитателей и ткачих, о которых говорил Михаил Мишустин. Их подготовка обходится стране в немалую копеечку. Теперь правительство объявило о дополнительном выделении средств на те же самые цели. На обучение каждого из 46 тысяч счастливчиков будет потрачено в среднем по 54 347 рублей. При этом годовое обучение на платном отделении в Московском автомобильно-дорожном колледже стоит от 60 тысяч, в Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции — 71 тысячу, в Многопрофильном колледже Тюменского индустриального университета — 87 800 рублей, в Московском медицинском колледже № 1 — от 125 тысяч...
Конечно, есть в России СПО и подешевле. Более того, у нас уйма колледжей с бюджетными местами и вообще без платного обучения. Но вот беда: каждую осень после завершения приемной кампании десятки колледжей объявляют «дополнительные наборы». Еще через пару-тройку лет из их стен выходят «дополнительные» горе-специалисты, заставляющие рыдать работодателей. О чем свидетельствует опрос предприятий реального сектора, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН: за 2022 год доля ответов работодателей, говорящих о нехватке в экономике качественной рабочей силы, увеличилась с 45,3 до 55,2%.
Парадокс: инженеров мы выпускаем в полтора раза больше, чем США. В мировой статистике продолжаем занимать 3-е место по доле населения, получившего высшее или среднее специальное образование. Но из этих обладателей «корочек» до 40% не работают по специальности! Сейчас в стране действует 741 высшее учебное заведение, не считая филиалов, но в рейтинге тысячи лучших мировых университетов QS World University Rankings находятся только 25 российских. А качество подготовки специалистов в университетах РФ «среднего» уровня, как правило, ниже среднего, в вузах-аутсайдерах — ниже плинтуса. Что вынуждает ведущие компании и промышленно развитые регионы самим заниматься переподготовкой и обучением кадров до необходимого уровня.
В Москве городская власть вместе с ведущими вузами и промышленными предприятиями запускает проект «Московская техническая школа». Его главная задача — научить инженеров работать с новейшими технологиями, которые востребованы на рынке. Исследование, проведенное Агентством промышленного развития Москвы, выявило дефицит квалифицированных кадров на каждом пятом из 3 тысяч крупных и средних предприятий столицы. «Адаптировать инженеров к современным требованиям будут по нескольким направлениям, таким как «Робототехника и сенсорика», «Искусственный интеллект в промышленности», «Беспилотный транспорт», «Технологии связи», — рассказал заммэра Владимир Ефимов. — Производительность каждого выпускника после курса обучения увеличится на 20%».
Но Москве легче: молодое инженерное пополнение она получает в основном из столичных вузов, где качество обучения выше среднероссийского. Найдутся тут и специалисты для преподавания спецкурсов в «Московской технической школе». А где их взять в провинции?
В системе профтехобразования ситуация еще напряженнее. По данным портала hh.ru, растет дефицит рабочих кадров в сферах торговли, транспорта, логистики. Не хватает занятых в добывающей промышленности, строительстве, медицине, фармацевтике, спортивной индустрии, сфере сервиса и услуг. И стремительно растут претензии к качеству обучения выпускников СПО. А президент Владимир Путин в недавнем Послании Федеральному собранию потребовал: «За ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России». Однако миллион наши СПО выпускают уже нынче, но это далеко не тот миллион, который нужен.
Кстати
В помощь СПО в 2022 году в стране был запущен федеральный проект «Профессионалитет». В его основе — создание в регионах образовательно-производственных центров (кластеров) на базе колледжей при участии различных предприятий. В рамках кластера создается единая интегрированная система образования, подготовки кадров и производства, позволяющая быстро реагировать на изменения рынка труда, внедрять новые технологии, а студенты получают реальный опыт и быстрее адаптируются к требованиям работодателей... Теоретически все правильно и звучит очень современно. Но, по отчетам, к нынешней весне в 43 регионах страны уже создан 71 кластер, в них готовят специалистов для железнодорожной, фармацевтической, химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения. А за три года в стране планируется создать 210 таких кластеров — по 70 ежегодно. Каждому из них из федерального бюджета будет выделено 100 млн рублей на закупку учебного оборудования и разработку новых образовательных программ. Один вопрос: перейдет ли количество в качество?