Чтобы добраться с берегов Невы до Первопрестольной на самокате, ему понадобилось чуть меньше недели. Примерно с такой же скоростью передвигались на перекладных во времена Радищева, автора хрестоматийного «Путешествия из Петербурга в Москву».
Проехать семь сотен километров по забитой фурами автотрассе, где нет ни велодорожек, ни даже тротуаров? В ответ на такое предложение 99,9% обычных, нормальных людей лишь покрутят пальцем у виска. Даже если ехать на автомобиле и без пробок, все равно уйдет целый день. А тут на двух колесах и без мотора...
— Я уложился в шесть дней! — гордо сообщает Александр Рендаков. — За такой результат не было бы стыдно и хорошему велосипедисту.
Рендаков отправился в дорогу ранним утром в четверг. Обошлось без торжественных проводов. Он просто оттолкнулся ногой от Дворцовой площади и покатил себе. До федеральной трассы «Россия» добирался по Московскому проспекту. Пока выбрался за город, семь потов сошло. Тогда ему показалось, что до цели — как до Луны! Но уже во вторник Саша победно вскинул руки вверх на Красной площади: «Доехал!» И расцеловал верный самокат, оказавшийся не баловством и не роскошью, а средством передвижения.
Воодушевление наш путешественник чувствовал огромное, но домой он благоразумно решил возвращаться поездом. Ремонта требовали ботинки и самокат. Да и весь организм на вопрос, а не поехать ли назад тем же способом, стыдливо отводил глаза. Всю дорогу Саша проспал как убитый. Немного придя в себя после экстремального путешествия, парень рассказал корреспонденту «Труда», с чего вдруг его потянуло на такие подвиги.
— Настоящий русский мужик всегда и во всем хочет быть первым, — подвел Александр своему свершению философскую базу. — А я точно знал, что никто подобной поездки не совершал. Велосипедисты — да, катаются, но на самокате я пионер. Может, у людей привычки такой, как у меня, к этому транспорту нет. Я же в Питере давно передвигаюсь только на двух колесах. Обзавелся самокатом, когда работал в Шушарах. В ту пору там строили транспортную развязку, стояли вечные пробки. А на самокате красота! Автобуса ждать не надо, да и полезно для здоровья, ведь движенье есть жизнь... Удобный, практичный и экологичный транспорт. Считаю, что в городе за ним будущее. А может, и в междугороднем сообщении. Вот я и захотел попробовать...
Как-то просто у него получается: захотел, попробовал. А между тем для такой дальней поездки нужна серьезная физическая подготовка. Это же не до ближайшей станции метро доехать... Рендаков не спорит, делится методикой.
— За полгода до старта я начал усиленно тренироваться. И не просто накручивать круги на самокате, а укреплять ноги специальными упражнениями, подтягивать «физику», — рассказывает Саша. — Сразу скажу, что без целеустремленных тренировок у меня ничего не вышло бы. И все равно добирался до финиша на морально-волевых. На подъезде к Москве не чувствовал ни ног, ни спины. Но ужасно жаль было бросать, когда столько километров уже было позади. На этой злости и доехал!
В среднем Александр держал скорость в 12-13 км в час, проезжал за сутки от 110 до 150 километров. До нынешнего заезда между столицами самая большая дистанция, которую ему приходилось преодолевать, — это 200 километров. Однажды из Петербурга до своего родного города Сланцы он доехал за 19 часов. А там рукой подать до эстонской границы... Впрочем, тогда он ехал ночью, а нынче в Москву — только в дневное время. Все-таки сильно загруженная трасса, в темное время суток слишком опасно возникать на дороге в слепящем свете фар.
На эту давно задуманную поездку в Москву Александр рассчитывал взять на работе краткосрочный отпуск, но...
— Я отпрашивался у начальства с начала лета, но мне отпуск не дали, — поясняет Рендаков. — Вообще-то я водитель спецтехники, работал в складском хозяйстве, а там сейчас запарка. Но не ехать же мне до Москвы, когда зарядят дожди. Пришлось выбирать между работой и мечтой. В общем, ради такого дела я попросил расчет и уволился по собственному...
Конечно же, интересно узнать, в какую сумму обошлось Александру это путешествие. То, что это удовольствие сомнительное, я уже поняла из его рассказа. А дорогое ли оно?
— О чем вы говорите? — улыбается первопроходец. — На все про все потратил три тысячи рублей, причем большую часть на обратный билет домой. С собой у меня был рюкзак с провиантом и палатка со спальником. Сам себе на костре готовил, что-то покупал в придорожных лавках. Мне хватало. Ну и ночевал, конечно, не в отелях и даже не в кемпингах, а почти все время в заброшенных домах, по пути их много попадалось.
На одну ночевку его приютили добрые люди в Выдропужске. Разговорились с мужчиной, тот назвался Петровичем и пригласил к себе домой. Посидели, попили чайку, поговорили по душам. Вообще, из самолета или скоростного поезда трудно убедиться, что мир не без добрых людей. А на самокате, считает Саша, это очевидней. Простые деревенские женщины, когда узнавали, откуда и куда он держит путь, угощали фруктами, овощами, пирогами.
Про реакцию автомобилистов на «помеху справа» Александр тоже говорит по-доброму. Опасения у него были, но, к счастью, оказались напрасными. И, как считает Рендаков, риск попасть под колеса фуры у него был минимальный. Сам он ехал по обочине, правила дорожного движения не нарушал. И водители его матом не крыли и дураком не выставляли. Напротив, подбадривали, поддерживали, иногда и от ветра прикрывали. И желали счастливого пути. В такой ситуации, говорит наш герой, это вовсе не дежурное пожелание.
Про одну из заклятых российских бед — дороги — Саша тоже рассказывает без надрыва. Говорит, думал, что с этим будет хуже. Но к своему удивлению обнаружил, что почти по всей трассе даже на обочине ровный асфальт. Только в Тверской области на подъезде к повороту на Торжок он внезапно обрывается, начинаются колдобины. А в целом ехать можно, констатирует Рендаков. И подчеркивает при этом, что никого не агитирует и за собой не увлекает. Это чтобы потом его не кляли в Сети...
Естественно, не могла я не спросить Александра про ассоциации со знаменитой книгой Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», написанной 230 лет назад.
— Вы не первая, меня кто об этом спрашивает. Неловко признаваться, но у нас этого произведения почему-то в школьной программе не было, — говорит Саша. — Но теперь, когда сам преодолел этот путь, обязательно прочитаю и сравню впечатления. Тем более в дороге я фотографировал, вел подробный дневник. Собираюсь впечатления как-то систематизировать и... Чем черт не шутит, может, это кому-то покажется интересным.
Сам-то наш путешественник предпочитает фантастику: старика Уэллса, Шекли, Азимова, братьев Стругацких. На вопрос, как его встретили родители, Саша признается: те до старта не одобряли его затеи, а напротив, горячо возражали, приводя массу аргументов. Теперь же родители очень рады, что все хорошо закончилось.
— А новое путешествие, случаем, не обдумываете? — спрашиваю я у Рендакова напоследок.
— Пока такие мысли не посещают. Надо прийти в себя. А там посмотрим...