На портале regulation.gov.ru появился проект Минэкономразвития по поводу резервирования регистрационного знака транспортного средства «с индивидуальными буквенно-цифровыми обозначениями». Проще говоря, россияне получат право за довольно нескромные суммы приобретать себе автомобильные или мотоциклетные номера с «красивым» сочетанием букв и цифр. Интересно, что пошлиной предлагается обложить даже покупку автомобиля с «красивыми» цифрами. Повезёт лишь наследникам хозяев таких авто.
Напомним, идея продавать «блатные» номера через аукционы родилась в кулуарах Минэка ещё в 2018 году. В МВД предложили дать регионам право выбирать размер пошлины.
Согласно свежей информации от чиновников, номера с цифрами 111, 222, 333, 444, 555, 666, 777, 888, 999 и с одинаковыми буквами обойдутся автовладельцу в 600 тысяч рублей. Это самый дорогой вариант. Значительно дешевле согласиться на номера 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 080, 090 с непредсказуемой подборкой букв – «всего» 50 тысяч рублей. А любое сочетание букв и цифр кроме указанных на государственном портале будет стоить 5 тысяч.
По замыслу кабмина, субъекты Федерации должны определять процедуру брони номеров для ТС. Автомобилисты будут участвовать в аукционах по продажам знаков либо получат доступ к базе номеров, оплатив повышенную пошлину.
Регионы смогут менять установленную Налоговым кодексом пошлину. Её базовая величина станет начальной ценой при торгах, которые могут длиться до 30 дней. Участвовать в конкурсах можно не более пяти раз одновременно. Половина поступлений от пошлины заберёт себе региональный бюджет. Другие детали власти регионов установят отдельными актами.
До конца текущего года Минфин просит регионы определиться с правилами проведения торгов. Закон о «красивых» номерах должен вступить в силу с 1 января 2021 года.
До сих пор цена за «блатные» номера колеблется от 10 тысяч до 10 млн рублей за табличку. В среднем цена составляет около 300 тысяч рублей, приводит данные Минэк.
Важно отметить: прямых легальных способов получить «красивый» номер нет. Можно лишь надеяться на удачное сочетание букв и цифр во время визита в ГАИ для «смотра» машины и попутного получения необходимых документов. Другой способ: приобрести номер через сайт одновременно с покупкой ТС, в этом случае регистрация знака проходит через ГАИ.
На сегодняшний момент выдача случайных номеров на автомобиль стоит 2000 рублей (со скидкой через портал госуслуг – 1400), на мотоцикл, прицеп, трактор, самоходную машину – 1500 рублей (со скидкой – 1050). При покупке нового автомобиля в ГАИ получают новые номера и свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства (ПТС) выдаёт автосалон (дилер). Стоимость номеров и перечисленных документов в этом случае составит около трёх тысяч рублей, со скидкой – порядка двух тысяч. Регистрация авто «с рук» окажется почти вдвое дешевле: как правило, заботиться о приобретении номеров не нужно.
С января порядок регистрации транспорта немного изменился. Комбинацию номеров продолжат генерировать в МВД, но получать номера теперь можно не только в полиции, но в автосалонах и иных коммерческих структурах с лицензией. Автосалоны получат право на регистрацию техники, сбор документов. Жители регионов впредь не смогут получить столичный номер, хотя сохранят право покупки и постановки на учёт автомобиля в любой точке страны. То же касается и москвичей: власти увязали код региона к месту прописки хозяина техники. Для авто с нечитаемым VIN, номером кузова или рамы предусмотрена так называемая полицейская маркировка: это необходимодля того, чтобы не проходить повторных проверок ТС. Уточняются детали регистрации техники за собственниками младше 16 лет. Любые регистрационные действия с ТС владельца отныне возможно лишь с нотариально заверенной бумагой или оригиналом хозяина техники (если сам он почему-то не в состоянии зарегистрировать машину). Среди других нововведений: появление знаков «Транзит» и уточнение условий отказа в регистрации.
«Регистрация – это не майор с пистолетом»
Эксперты по-разному оценили попытку правительства вывести в легальное поле покупку «блатных» номеров.
«Блатные» номера всегда можно было купить, просто теперь нам предлагают якобы легальный способ, а в «пищевой» цепочке получателей денег появится новый игрок: например, портал госуслуг, сказал TRUD.RU автоэксперт Сергей Асланян. «И права, и техосмотр, и «красивые» номера покупали при любой власти. Нельзя – а всё равно покупали, как бы там чиновники не перераспределяли полномочия и не бороли коррупцию», - заметил эксперт. Ничего глобального не произойдёт, просто эти триста или шестьсот тысяч рублей легализуют через государственные порталы, предполагает Асланян. По закону, номера можно оставить за собой. И сейчас ушлые товарищи просто крепят «блатные» сочетания букв и цифр на ржавые «Жигули», а другие покупают эту рухлядь, снимают номера и перевешивают на «Мерседесы» или «Майбахи», рассказал эксперт.
Вся система регистрации ТС сегодня хромает на обе ноги, уверен Асланян. Несмотря на локальные «пряники» (например, возможность с этого года получить номер у дилера), проблем хватает: люди вынуждены взаимодействовать с ГАИ, структурой закрытой и далёкой от клиентоориентированности. Возникает почва для появления «решал», а это путь к коррупции.
«У МВД пора отобрать все регистрационные действия. Регистрация – не майор с пистолетом. Для постановки на учёт достаточно муниципальной службы «одного окна», вопросы по техническому состоянию надо передать страховщикам», - считает Асланян. Правда, в России страховые компании находятся в сговоре с государством и друг с другом, их конечной целью отнюдь не является защита клиентов, предупредил эксперт.
Минэк, кажется, только усложняет историю с получением «красивых» номеров, считает координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. «Нет конкретики по процедурам. Регионы заставляют определять цены на номера. Появилась странная схема аукционов, - сказал нашему порталу эксперт. - Чего проще: понятная повышенная ставка за выбор из имеющихся госномеров». Как теперь быть при продаже «блатных» номеров, спрашивает Шкуматов. Придётся их сдавать или вновь платить пошлину: выходит, государство навязывает не покупку, а аренду знаков.
В целом вся процедура регистрации нужна лишь для выявления техники с криминальным прошлым или неисправностями, считает эксперт. Всё, кроме осмотра специалиста и пробивки по базам можно перевести в электронный вид. Сегодня требуется как минимум один раз приехать в ГАИ за ПТС и номерами, люди ездят и чаще. Впрочем, в правительстве уже давно рассуждают об электронном ПТС и возможности перевести на сайт Госуслуг куплю-продажу автомобиля или мотоцикла.
Возможность получать номера у аккредитованных контор Шкуматов считает полумерой: в идеале, ГАИ нужно полностью освободить от выдачи регистрационных знаков.
Коррупция продолжится
«Если «красивый» номер будет продан за 100 тыс. рублей, для бюджета даже малозначительного региона это маленькая сумма денег. Мне не кажется, что это станет серьезным подспорьем в пополнении бюджета», - осторожно встретил инициативу автоэксперт Дмитрий Булавинов (цит. по «Известиям»).
«Продажа так называемых «красивых номеров» всегда была одной из статей незаконного дохода некоторых сотрудников ГИБДД, и именно на борьбу с этим явлением направлена обсуждаемая инициатива», - сказал ИА «Красная Весна» адвокат Сергей Радько. Но затея не повлияет всерьёз на коррупцию: законно купленные номера появятся в продаже, но по ещё более завышенным ценам. Уже выданных знаков инициатива не коснётся.
Чисто и прозрачно
Поддержал проект правительства по выдаче «элитных» номеров директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев. «Идея абсолютно нормальна, доверие к ней есть. Тем более что там и аккредитацию, и аттестацию, всё можно проводить, и лицензию выдавать, кто это будет делать, то есть всё это под государственным контролем», - сказал он RT.
«Водители, которые готовы платить за номера, смогут сделать это официально. Деньги будут поступать в бюджет, что тоже принесёт пользу. Да и сама по себе новая возможность выбора красивого номера для некоторых важна. Особенно для молодёжи, которая любит привлекать внимание к своему авто», — сказал ИА «Победа26» руководитель автомобильного сообщества «Drive-2» из Ставрополья Дмитрий Цуркан.