Каникулы закончились, а для родителей, чьи дети используют интернет как главное средство общения, проблемы не только вернулись, но и усилились. Юный пользователь не спешит сменить виртуальный «контакт» на реальный и уж тем более — углубляться в учебники.
Вредит или помогает виртуальное общение детям и подросткам? Понятно, что избежать его в современной жизни невозможно, да и не нужно. Однако когда популярное выражение «В Контакте» с головой» становится частью жизни собственного ребенка, родители стараются исправить ситуацию. В том, как направить виртуальную энергию в сторону позитива, попробуем разобраться вместе с нашими экспертами.
Почему дети уходят в Сеть
Виртуальное общение — тенденция современного времени. Посидеть на социальном портале, в чате любимой игры, поболтать в «аське» — для многих детей и подростков это не только атрибут современной жизни, но и постоянная необходимость. Почему?
Разговор в интернете — дополнительная возможность выйти
Для подростка возрастная задача — увеличение числа знакомых среди сверстников. «Они создают собственный образ исходя из того, как приятели реагируют на их высказывания и поступки», — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. Переписка в интернете в
А порой интернет помогает найти пути для повышения самооценки: здесь можно опробовать разное поведение и увидеть реакцию на разного себя. Но если живое общение полностью вытеснено виртуальным, тогда все плюсы постепенно превращаются в минусы.
Когда можно заменить реальное виртуальным
При всей видимой похожести общение в реальной жизни и общение в виртуальной различаются, и важна пропорция между ними.
Подчас взрослые считают, что виртуальное общение поможет неуверенным в себе детям. Елена Закатова, клинический психолог центра «Псиспектрум», отмечает: «
«Виртуальные знакомства раскрепощают, но сформировать коммуникативные функции они не могут, — объясняет Елена Закатова. — При реальном и виртуальном общении включаются разные системы восприятия информации и органы чувств. В жизни на нас непосредственно воздействует запах, голос, взгляд, поза, часто бессознательно мы считываем их и соответственно реагируем. Интернет задействует другие высшие психические функции — такие как воображение. Если у ребенка виртуального общения явно больше, то зоны мозга, связанные с непосредственным общением, развиваются меньше».
Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека», комментирует: «Иногда
Когда друзья дружат еще и в онлайне
Общение реальных знакомых в Сети, особенно подростков, помогает достраивать образ. Ирина Галахина отмечает: «Переписка, быстрая связь создает эффект постоянного присутствия, включенности в жизнь и переживания друг друга. Парадокс заключается в двойственности такого общения. С одной стороны, оно легче, чем глаза в глаза. С другой — иногда более наполнено». Сказать вслух о чувствах и мыслях намного сложнее, чем написать о том же. А
А если они в жизни вообще не встречались
Если дети, повстречавшиеся в просторах Сети, прежде знакомы не были, ситуация выглядит иначе. И взрослым, и уж тем более подросткам свойственно идеализировать свои отношения. Когда люди не видятся, желаемого много, а фактов мало. И, как следствие, возникает некий романтический ореол вокруг человека, доверчивость. В то же время, чтобы ребенок научился выбирать себе друзей, важно понять, насколько реальный человек стоит за интернет- знакомством.
Учите разделять реальные и виртуальные образы. «Лучше в вопросительной форме, поначалу не затрагивая самого подростка, — советует Татьяна Авдулова. — Например: «А
Елена Закатова утверждает: «Важно от придуманного образа перейти к реальности. Это быстрее расставляет приоритеты. С помощью простых наводящих вопросов постарайтесь понять, чем ребенка привлекает именно это знакомство, может ли оно развиваться. Помогите найти возможность для встречи („если хочешь увидеться, можем пригласить на выставку или в кино“). И если у родителя возникает сомнение в новом знакомом ребенка, то
Советы неравнодушным родителям
Позаботьтесь о переключении интересов
- Подарите коньки (ролики) и посоветуйте предложить друзьям покататься вместе.
- Почувствовать вкус реальной жизни помогает любое обновление. Можно придумать, как усовершенствовать свой стол или всю комнату.
Используйте интернет как ресурс
- Говорите о том, что пугает или отталкивает ребенка в виртуальном общении, а что, наоборот, вдохновляет. Предложите: «Попробуй не потерять эти ощущения в реальной жизни».
- У детей представление о себе нечеткое. Помогите его сформировать. Ирина Галахина говорит: «Ты играешь в супергероя? А какой он? Расскажи, пожалуйста! И пусть ребенок поделится, а вы будьте внимательны и тактичны, может быть, именно в этом разговоре откроются сокровенные мечты, а возможно, и обиды. Именно в таком диалоге можно узнать, где в реальной жизни хочется быть таким, например, смелым и бесстрашным. И поддержать это качество!»
- Подросткам предложите придумать совместный проект, который можно выполнить вместе с
онлайн-знакомыми . Сначала сын или дочь, скорее всего, отвергнет такое предложение, но черезкакое-то время, слегка переработав идею, вполне может к ней вернуться. Общие интересы, сотрудничество и конкуренция приучают к общению и помогают в учебе.
Прививайте вкус к реальному общению
- Говорите о приятных сторонах живого общения. Оно включает разделенные впечатления, когда с нами одновременно
что-то происходит здесь и сейчас. Постарайтесь привести сравнительные примеры (о реальных и виртуальных встречах) из жизни — собственной или своих знакомых. - Полезны тактильные ощущения. Заведите кошку или собаку, их можно трогать и гладить. Кроме того, домашние питомцы прибавят ответственности в реальной жизни.
Напоминайте о правилах безопасности
Необходимо вразумить, что при первой встрече со «знакомым незнакомцем» из Сети обязательно должен присутствовать