Стучитесь в «аську»
В реальном и виртуальном мире работают разные зоны мозга. В чем плюсы и минусы виртуального общения для подростка
Каникулы закончились, а для родителей, чьи дети используют интернет как главное средство общения, проблемы не только вернулись, но и усилились. Юный пользователь не спешит сменить виртуальный «контакт» на реальный и уж тем более — углубляться в учебники.
Вредит или помогает виртуальное общение детям и подросткам? Понятно, что избежать его в современной жизни невозможно, да и не нужно. Однако когда популярное выражение «В Контакте» с головой» становится частью жизни собственного ребенка, родители стараются исправить ситуацию. В том, как направить виртуальную энергию в сторону позитива, попробуем разобраться вместе с нашими экспертами.
Почему дети уходят в Сеть
Виртуальное общение — тенденция современного времени. Посидеть на социальном портале, в чате любимой игры, поболтать в «аське» — для многих детей и подростков это не только атрибут современной жизни, но и постоянная необходимость. Почему?
Разговор в интернете — дополнительная возможность выйти из-под родительской опеки. Родители стараются контролировать общение сына или дочери. В то же время у ребенка есть потребность познавать мир и самого себя без явной помощи взрослых. Потайные уголки — необходимые атрибуты детства, а их так несложно воспроизвести в виртуальной реальности.
Для подростка возрастная задача — увеличение числа знакомых среди сверстников. «Они создают собственный образ исходя из того, как приятели реагируют на их высказывания и поступки», — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. Переписка в интернете в какой-то мере упрощает решение этой задачи. Ведь программы, предусмотренные для виртуального общения, позволяют находиться в онлайне и обмениваться информацией большому количеству пользователей одновременно.
А порой интернет помогает найти пути для повышения самооценки: здесь можно опробовать разное поведение и увидеть реакцию на разного себя. Но если живое общение полностью вытеснено виртуальным, тогда все плюсы постепенно превращаются в минусы.
Когда можно заменить реальное виртуальным
При всей видимой похожести общение в реальной жизни и общение в виртуальной различаются, и важна пропорция между ними.
Подчас взрослые считают, что виртуальное общение поможет неуверенным в себе детям. Елена Закатова, клинический психолог центра «Псиспектрум», отмечает: «Интернет-переписка может стать лишь одним из возможных шагов при преодолении неуверенности. При этом стоит разделять проблемы. Бывают дети, которым в принципе трудно с кем-то заговорить, а есть те, кто не умеет себя правильно или спонтанно выразить. Во втором случае действительно может иметь смысл виртуальное знакомство. Посредством переписки такому ребенку проще выразить свои мысли и понять, может ли он быть интересен сверстникам. Но родителям важно сделать следующий шаг — поискать для детей варианты проведения досуга в компании сверстников».
«Виртуальные знакомства раскрепощают, но сформировать коммуникативные функции они не могут, — объясняет Елена Закатова. — При реальном и виртуальном общении включаются разные системы восприятия информации и органы чувств. В жизни на нас непосредственно воздействует запах, голос, взгляд, поза, часто бессознательно мы считываем их и соответственно реагируем. Интернет задействует другие высшие психические функции — такие как воображение. Если у ребенка виртуального общения явно больше, то зоны мозга, связанные с непосредственным общением, развиваются меньше».
Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека», комментирует: «Иногда из-за иного образа, созданного для себя в интернете, ребенок может путаться в жизни (здесь я крутой, а в реальности — тихоня). И тогда юный виртуальный герой все больше уходит из реального мира, где можно потерпеть фиаско».
Когда друзья дружат еще и в онлайне
Общение реальных знакомых в Сети, особенно подростков, помогает достраивать образ. Ирина Галахина отмечает: «Переписка, быстрая связь создает эффект постоянного присутствия, включенности в жизнь и переживания друг друга. Парадокс заключается в двойственности такого общения. С одной стороны, оно легче, чем глаза в глаза. С другой — иногда более наполнено». Сказать вслух о чувствах и мыслях намного сложнее, чем написать о том же. А из-за постоянной связи возрастает желание рассказать о любых, пусть незначительных событиях и их оценке, поделиться сиюминутными наблюдениями. И, как правило, именно такие зарисовки наиболее полно раскрывают образ человека.
А если они в жизни вообще не встречались
Если дети, повстречавшиеся в просторах Сети, прежде знакомы не были, ситуация выглядит иначе. И взрослым, и уж тем более подросткам свойственно идеализировать свои отношения. Когда люди не видятся, желаемого много, а фактов мало. И, как следствие, возникает некий романтический ореол вокруг человека, доверчивость. В то же время, чтобы ребенок научился выбирать себе друзей, важно понять, насколько реальный человек стоит за интернет- знакомством.
Учите разделять реальные и виртуальные образы. «Лучше в вопросительной форме, поначалу не затрагивая самого подростка, — советует Татьяна Авдулова. — Например: «А кто-то из твоих друзей сталкивался с ситуацией, когда онлайн-знакомый в жизни оказывался не тем человеком, каким представлялся в Сети?» Предложите приглядеться к нику онлайн-собеседника (никнейм — прозвище, используемое как имя в интернете), к его реакциям, анимации, которую он использует. Псевдоним и картинки, как правило, не столько скрывают, сколько обнажают нашу сущность. А плотность общения позволяет улавливать настроение и внутренние ощущения человека по ту сторону экрана.
Елена Закатова утверждает: «Важно от придуманного образа перейти к реальности. Это быстрее расставляет приоритеты. С помощью простых наводящих вопросов постарайтесь понять, чем ребенка привлекает именно это знакомство, может ли оно развиваться. Помогите найти возможность для встречи („если хочешь увидеться, можем пригласить на выставку или в кино“). И если у родителя возникает сомнение в новом знакомом ребенка, то кто-то из взрослых может быть поблизости».
Советы неравнодушным родителям
Позаботьтесь о переключении интересов
- Подарите коньки (ролики) и посоветуйте предложить друзьям покататься вместе.
- Почувствовать вкус реальной жизни помогает любое обновление. Можно придумать, как усовершенствовать свой стол или всю комнату.
Используйте интернет как ресурс
- Говорите о том, что пугает или отталкивает ребенка в виртуальном общении, а что, наоборот, вдохновляет. Предложите: «Попробуй не потерять эти ощущения в реальной жизни».
- У детей представление о себе нечеткое. Помогите его сформировать. Ирина Галахина говорит: «Ты играешь в супергероя? А какой он? Расскажи, пожалуйста! И пусть ребенок поделится, а вы будьте внимательны и тактичны, может быть, именно в этом разговоре откроются сокровенные мечты, а возможно, и обиды. Именно в таком диалоге можно узнать, где в реальной жизни хочется быть таким, например, смелым и бесстрашным. И поддержать это качество!»
- Подросткам предложите придумать совместный проект, который можно выполнить вместе с онлайн-знакомыми. Сначала сын или дочь, скорее всего, отвергнет такое предложение, но через какое-то время, слегка переработав идею, вполне может к ней вернуться. Общие интересы, сотрудничество и конкуренция приучают к общению и помогают в учебе.
Прививайте вкус к реальному общению
- Говорите о приятных сторонах живого общения. Оно включает разделенные впечатления, когда с нами одновременно что-то происходит здесь и сейчас. Постарайтесь привести сравнительные примеры (о реальных и виртуальных встречах) из жизни — собственной или своих знакомых.
- Полезны тактильные ощущения. Заведите кошку или собаку, их можно трогать и гладить. Кроме того, домашние питомцы прибавят ответственности в реальной жизни.
Напоминайте о правилах безопасности
Необходимо вразумить, что при первой встрече со «знакомым незнакомцем» из Сети обязательно должен присутствовать кто-то из знакомых взрослых. И стандартные правила безопасности: не давать свой адрес, встречаться в людных местах.