- Как вы решились сменить столицу на пусть и райский, но все же дикий и далекий от цивилизации уголок?
- Это длинная история. В 1947 году известный режиссер Александр Михайлович Згуриди организовал первую в стране, да, пожалуй, и в мире, зоостанцию, на которой стали профессионально готовить животных и птиц для съемок в кино. А моя мама была дрессировщицей. Вот она по приглашению Александра Михайловича и поехала из Москвы в эти владимирские леса. В свободные дни я тоже наведывалась сюда, помогала маме. Особенно мне нравилось работать с волками. Это очень умные хищники, они просто обожали меня, ластились, лизали руки и лицо. Хотя найти подход к волкам непросто. Мне как-то удавалось. Вот режиссеры и приглашали сниматься в фильмах - я дублировала артистов. Чаще всего это были сцены борьбы человека с волком.
- Октябрина Ивановна, трудно поверить, что вы, такая маленькая и хрупкая женщина, могли бороться с сильным, матерым хищником и побеждать его.
- Это только на экране кажется, что я с волком борюсь. На самом деле мы с ним играли, валялись в снегу, скатывались в обнимку с крутого склона. А уж в фильме на эти кадры операторы накладывали соответствующий звук, музыку, и получалось, будто я веду схватку с хищником. Первым моим фильмом был "Дерсу Узала" режиссера Агаси Бабаяна, потом "Слепая птица", "Возвращение", "Добро пожаловать", "Удивительная охота", "Под северным сиянием" - разве все их сейчас перечислишь.
- Неужели можно дикого зверя или птицу заставить исполнять именно то, что требуется по сценарию фильма?
- Конечно, это непросто. Помню, в одном из фильмов аист по сценарию должен был взять в клюв золотое кольцо и положить его к одному из героев на колени. Простая в общем-то сцена. К тому же аисты в отличие от пеликанов, например, хорошо дрессируются. Но этот что-то заупрямился, не хотел расставаться с кольцом, и все тут. Вспомнив, что Жадан работала с птицами в уголке Дурова, позвали меня. Я пошепталась с аистом на его птичьем языке, и он выполнил волю режиссера.
- Так вы и в знаменитом уголке Дурова успели поработать?
- Что значит успела? Это и было главным делом моей жизни. Анна Владимировна Дурова еще в молодости пригласила меня к себе в труппу. С кем только не выступала я за почти двадцать лет! С пеликанами, воронами, барсуками, зайцами, лисами, енотовидными собаками и даже шакалами. А съемки с животными и птицами в кино оставались как хобби. Только после смерти мужа Анатолия Жадана, который работал на этой зообазе главным дрессировщиком, меня уговорили заменить его.
- Создатели фильмов посвящают вас в сценарий будущей картины или просто говорят: вот к такой-то дате подайте мне надрессированного медведя?
- Обязательно посвящают. Иначе трудно вписать эпизод в общую канву картины. Я должна представлять, в каком окружении будет находиться "мой герой" по сюжету, заранее приучать его к этому. Ведь звери и птицы очень остро реагируют на все, даже на освещение, на запахи.
- А кого дрессировать особенно сложно, кто был вашим самым трудным "учеником"?
- Курица!
- Курица?
- Да, самая обыкновенная домашняя курица. Когда начальник зообазы Татьяна Юрьевна Яркина сказала мне, что к такому-то фильму надо подготовить ученую курицу. По сценарию ей следовало запрыгнуть на кровать к спящему человеку, обойти его кругом, взять клювом платочек и накинуть на лицо актеру. Не один месяц билась я с этим номером у себя на квартире, курица тут же, в одной из комнат, жила. И вот, когда номер был почти готов, случилось непредвиденное. Другая моя постоялица и "артистка" - охотничья лайка, которую привезли с Таймыра для съемок в картине "Под северным сиянием", в один из моментов проскочила в комнату к курице и загрызла ее.
- Но ведь зачастую в контакт с животным, в том числе и с хищным, в фильме приходится вступать актерам. Неужели они не боятся общаться с волком, медведем или рысью?
- Всякое бывает. Иногда артиста приходится очень долго убеждать в том, что ничего страшного в этом нет. Так, по сценарию одного из фильмов волк должен был незаметно подойти к мужчине и взять его за рукав. Артист никак не мог решиться на эту сцену. Мы с Татьяной Юрьевной очень долго уговаривали его, прежде чем сняли нужный эпизод.
А когда работали американцы, их актер приехал к нам задолго до съемок, чтобы привыкнуть к волкам, понравиться им, найти контакт. С нашей помощью это у него получилось, и съемки прошли успешно. Зато знаменитый Михаил Иванович Жаров ни в какую не хотел без дрессировщика подходить даже к собаке, жутко боялся.
- Выходит, и иностранцы пользуются услугами российской зообазы?
- Да, у нас охотно снимали и американцы, и японцы. Причем последние к своей работе подходили очень щепетильно. Однажды они очень долго искали натуру. Наконец в одном из районов области выбрали красивейшее место и уже собрались было строить там декорации. Но замерили радиационный фон и от съемок в том районе неожиданно отказались. Вернулись на нашу базу и работали здесь. Место у нас оказалось экологически очень чистое, а узнали мы об этом благодаря японцам.
- Я слышал, что когда-то у вас в доме жила настоящая рысь. Не страшно было? И как к этому относились ваши домочадцы, соседи?
- Рысь жила не у меня, а у Татьяны Юрьевны. А случилось это весьма курьезно. Во время съемок у рысенка неожиданно начались судороги, всем показалось, что он умер. Трупик решили везти на вскрытие, но день был выходной, и до понедельника его положили в квартире Яркиной. А через некоторое время "трупик" неожиданно издал звук. Татьяна Юрьевна выходила рысенка, которого, как оказалось, до смерти замучили глисты. Так он и жил в семье Яркиных вместо домашней кошки.
Кстати, от смерти мы спасли не только того рысенка, но и лису, ворону, галчонка, не одну собаку. А вот медведя по кличке "Потап" отучили от пьянства.
- Шутите, Октябрина Ивановна?
- Нисколько. Заявляю вам это вполне серьезно. Как-то в одной из телепередач мы услышали призыв спасти медведя. Оказывается, держала его ради забавы одна богатая семья. Потом эта живая игрушка хозяевам надоела, и медведя отдали под присмотр садовнику. Тот имел склонность к спиртному, но пить в одиночку ему, видимо, надоело, и он пристрастил к водке Потапа. Медведь так привык к этому, что дня не мог прожить без бутылки, хулиганил, орал. А потом и садовник решил избавиться от своего собутыльника. Вот тогда мы и взяли Потапа на перевоспитание. В первый месяц он очень плохо чувствовал себя, его трясло. Мы так переживали! Однажды даже водки хотели ему дать. Но удержались. Сейчас Потап поправился, окреп, только по-прежнему пугает людей своим криком. Но местные к этому уже привыкли.
Еще очень удивил нас орел Яшка. Тридцать два года мы считали, что это самец, а Яшка в прошлом году взял да и снес яйцо, а в этом году - два. Случилось это после того, как мы птице новую просторную клетку-дом построили.
...Потом, бродя по зообазе, я познакомился с медведем - бывшим алкоголиком Потапом, увидел кабаниху Дуньку, которую знаменитый Абдулов "убивал" в "Шизофрении", встретил целую стаю киногероев - волков и еще много других зверей и птиц. Глядя на своих подопечных, снявшихся в сотнях фильмов, Октябрина Ивановна Жадан сетовала, что сегодняшние режиссеры предпочитают в качестве героев бандитов, наркоманов, воров и почти ничего не делают для души человека. Мы совсем не видим на экранах наших братьев меньших. Возможно, скоро времена изменятся к лучшему, и вчерашний алкоголик медведь Потап станет поучительным героем для некоторых из нас, современников.