Установка в школах оборудования, которое должно помогать противостоять коронавирусной инфекции, случается, не помогает, а вредит детям. Речь идет о кварцевых лампах, которые учителя нередко забывают выключать после перемен, в результате чего целые классы получают ожоги глаз от ультрафиолетового излучения. Кто и в какой степени отвечает за эксплуатацию таких приборов? Давайте разбираться.
Только-только начался учебный год, как новые тревоги на школьном пороге. В одной из гимназий Благовещенска детям пришлось обращаться за срочной офтальмологической помощью из-за невыключенной кварцевой лампы, про которую учитель просто забыл. После перемены кварцевый излучатель открытого типа проработал еще несколько часов, в результате чего 27 из 28 учеников в классе получили серьезные ожоги роговицы глаз. По данному факту возбуждено уголовное (по ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям жизни и здоровья потребителей») и административное (ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ «Нарушение... прав и свобод обучающихся образовательных организаций...») дела.
Как водится, начато служебное расследование, выпущены приказы об усилении контроля за использованием обеззараживающей воздух техники, антисептиков и дезинфицирующих средств. Злополучную лампу из класса убрали. Губернатор Василий Орлов распорядился проинспектировать все учебные заведения Амурской области на предмет соблюдения правил эксплуатации обеззараживающей техники. Хотя, как мне кажется, к решению проблемы нужно подходить с другого конца.
До начала нового учебного года во всех регионах прошли совещания, где директорам школ доходчиво объясняли, как пользоваться новым медицинским оборудованием. В самих школах все учителя проходили соответствующий инструктаж. На бумаге — полный порядок. А на деле просто собрали в соответствующем журнале подписи педагогов. И галочку поставили...
Между тем происшествия с открытыми кварцевыми лампами не такая уж редкость. Прошлой осенью в политехническом техникуме города Алдан в Якутии из-за такой же лампы ожог сетчатки получили несколько первокурсников. В марте в московской школе № 1415 ожоги глаз получили сразу 25 первоклашек. Но почему-то чиновники от образования закрывают глаза на эти ЧП, хотя вывод из таких историй один: открытым кварцевым лампам не место в образовательных учреждениях.
Можно проводить сколько угодно совещаний и инструктажей, но пока в школах остается оборудование, чья безопасность зависит от пресловутого человеческого фактора, боюсь, школьникам так и будут периодически выжигать глаза. А объяснение, почему так до сих пор происходит, лежит в области арифметики: кварцевая лампа открытого типа гораздо дешевле закрытого аналога и тем более рециркуляторов. Вот только, когда речь заходит о жизни и здоровье детей, деньги ни в коем случае не должны становиться значимым аргументом. Уж лучше сэкономить на электронных досках!
Слово эксперту
Татьяна Белова, юрист
— Закон «Об образовании в РФ» гласит: за жизнь и здоровье детей во время их нахождения в стенах учебного заведения отвечает именно школа. Более того, в 2019 году этот документ пополнился нормой, прямо указывающей на ответственность образовательной организации за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) функций, относящихся к ее компетенциям, а также за жизнь и здоровье учеников во время освоения ими образовательной программы. Это означает, что отвечать за последствия инцидентов с кварцевыми лампами должны именно школы (как юридическое лицо), в том числе и финансово, компенсируя затраты родителей на лечение детей и моральный вред. Что же касается «забывчивых» педагогов, то юридически их персональная ответственность в данном случае ограничивается дисциплинарными взысканиями.