Каждый год в начале лета Русский музей устраивает грандиозный международный фестиваль — «Императорские сады России». Нынешний, девятый по счету, посвящен детству: на лужайках Михайловского сада расцвели «Цветы жизни». Корреспондент «Труда» делится впечатлениями от увиденного.
Парков и садов в Питере больше полутора сотен — основатель города об украшении своего детища заботился неустанно и подданных своих к сему славному поприщу привлекал, так что трепетное отношение к царству богини Флоры у петербуржцев, можно сказать, в крови. Видимо, голос крови и дал себя знать, когда в 2008 году в честь своего 110-летия Русский музей решил сделать себе и горожанам такой необычный подарок — фестиваль садово-паркового искусства. Благо к этому времени были закончены работы по восстановлению Михайловского сада, и изумрудная тиара, венчающая дворец-музей, засверкала с новой силой. Даже название для фестиваля долго искать не пришлось. Родилось словно само собой, ведь пышные парковые празднества были одним из любимейших развлечений русской знати.
Нашлись и союзники в деле возрождения давней традиции — Союз садоводов России, достойный наследник Императорского общества садоводства, АФК «Система», много лет поддерживающая все начинания Русского музея, и Благотворительный фонд Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского, двоюродного брата королевы Елизаветы II.
Британцы известны фанатичной любовью к садоводству, принц и его супруга Мари-Кристина тоже подвластны этой страсти, но дело не только в этом. Его Высочество принадлежит к тем немногим представителям британской правящей династии, кто не забывает о своем родстве с домом Романовых: император Николай II приходился двоюродным братом обоим дедушкам принца Майкла, который, между прочим, довольно прилично говорит по-русски. Свой благотворительный фонд он создал для того, чтобы поддерживать культурные связи с Россией, и ухудшение отношений между нашей страной и Евросоюзом, членом которого пока еще остается Великобритания, никак на деятельность фонда не повлияло.
Иностранных участников фестиваля международные катаклизмы тоже не особо испугали, хотя их, участников, поменьше, чем в прошлые годы: Англия, Германия, Дания, Испания, Финляндия, Франция. Из Ботанического сада Нанта в Петербург добрался загадочный зверь Дорманрон, заботливо выращенный одним из ведущих ландшафтных дизайнеров Франции Клодом Панти. А цветоводы Малаги, где недавно открылся виртуальный филиал Русского музея, разбили на самой романтической лужайке «Сад пяти чувств». Гости фестиваля по традиции проводят мастер-классы, делятся опытом со всеми желающими. А таковых на аллеях Михайловского сада всегда много — за 10 дней фестивальными ландшафтами успевает полюбоваться более 100 тысяч человек. И это в Петербурге, где погода меняется 20 раз на дню!
Однако не только ради гостей устраивается этот фестиваль. Можно, конечно, привычно жаловаться на серость будней и безликость городских скверов и дворов в спальных районах, а можно взять в руки лопату, включить фантазию и из обыкновенных петуний и маргариток сотворить маленькое чудо. А если еще пустить в дело монтажную пену, поленья, сухие ветки, проволоку, отслужившие свой век игрушки, велосипеды, домашнюю утварь, садовый инвентарь... Да кликнуть клич среди друзей и соседей, да собрать окрестных ребятишек! Юным обитателям каменных джунглей жить среди обшарпанных стен и унылых газонов труднее, чем взрослым, а мы так часто забываем о том, что цветам жизни нужны и живые цветы! Так что совсем не случайно темой нынешнего фестиваля стали «Цветы жизни». Кстати, фразу, ставшую крылатой, любители афоризмов выкроили из Горького. Только в рассказе «Бывшие люди» она звучит чуть иначе: «Дети — живые цветы земли». Впрочем, за полвека до Алексея Максимовича ту же мысль, только более витиевато, высказал австрийский литератор Мориц Сафир: «Цветы — дети царства растений, дети — цветы царства людей».
Обычно садовые композиции авторы берегут как зеницу ока. Но ведь детям нужно все потрогать руками, так что на этот раз в большинство из них можно войти, поиграть и даже самому посадить какую-нибудь ромашку. Помимо традиционной конкурсной программы, которую оценивает международное жюри, в нынешнем фестивале участвуют «клумбы», созданные руками самих детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Самая большая поляна, посреди которой возвышается 230-летний дуб-патриарх, стараниями ребят из Центра музейной педагогики Русского музея превратилась в настоящее Лукоморье — с ученым котом, русалкой, Черномором и даже следами невиданных зверей.
Русский дух, кстати, в очередной раз доказал свою несгибаемость. В день открытия фестиваля Питер получил штормовое предупреждение. Дождь лил как из ведра, ветер сбивал с ног, а участники только и успевали накрывать свои хрупкие творения тентами для защиты от падающих с неба градин, а потом сворачивать тяжелые мокрые полотнища, чтобы посетители снова могли любоваться этими маленькими шедеврами в краткие минуты затишья. И тогда в Михайловском саду сияло сразу два солнышка. Одно — в небе. Другое — у гостеприимно распахнутых ворот: веселые оранжевые цветочки — бархатцы словно подпевали простой детской песенке «Пусть всегда будет солнце!».
Обыкновенный мальчик Костя Баранников придумал эти волшебные слова почти 90 лет назад, шесть десятилетий как они известны всему миру, став песней. Четырехлетний малыш вывел формулу смысла жизни, над которой столетиями бились лучшие умы человечества, и прибавить к ней даже в XXI веке нечего...