Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, встречаясь в регионах с руководителями местных органов власти, директорами учебных заведений, учителями, родителями учащихся, пытается объяснить, что набившие всем оскомину споры о едином государственном экзамене, профильных классах и именных обязательствах никуда не приведут. Потому что суть реформы заключается не в наборе тех или иных новшеств. Они лишь средство, "инструментарий", как любит повторять министр. Суть же в том, чтобы выстроить благодаря этим инструментам (при необходимости их совершенствуя) такую систему образования, которая позволит молодому человеку получить востребованную обществом профессию, хорошо оплачиваемую работу, стать счастливым. А чем больше будет у нас счастливых людей, тем сильнее и умнее будет страна.
Выступая на совещании руководителей федеральных и региональных образовательных ведомств, состоявшемся недавно в Москве, Андрей Фурсенко вынужден был констатировать, что сегодня значительная часть школ, профессиональных училищ и вузов плодит неудачников. "Социологические опросы показывают, что молодые люди слабо связывают свое образование с жизненным успехом, - сказал министр. - Большинство поступает в вуз лишь затем, чтобы еще на пять лет отложить главное решение своей жизни - кем быть, где применить способности. И еще хотел бы отметить один принципиальный момент: молодежь не связывает личный успех с успехом страны. Сегодня для всего мира Россия с ее возможностями роста, полезными ископаемыми - это Эльдорадо. Бизнес со всего мира стремится сюда. А у нас выпускники вузов считают удачей найти работу за рубежом, не верят в свой успех здесь".
Российские старшеклассники чуть ли не поголовно (87 процентов) стремятся поступить в вузы. Но почему нужно всем зацикливаться именно на высшем образовании? Особенно в условиях, когда стране остро не хватает квалифицированной рабочей силы, когда строители, токари, сварщики высоких разрядов получают зарплату намного больше, чем у университетских профессоров. В Европе, к примеру, учеба в профессионально-технических школах давно считается престижной. Правда, их заведения нашим не чета: азы профессии ребятам преподают на новейшем оборудовании, руководство обеспечивает хорошее питание и заботится об их досуге. А что делаем мы? Загоняем в ПТУ подростков, заранее обрекая их на неуспех в жизни. Причем ощущение будущей ненужности возникает не только у ребят, но и у родителей. А ведь училище должно давать ремесло, которое позволит человеку уважать себя. По этому поводу Андрей Фурсенко напомнил участникам совещания старую притчу. Прохожий спрашивает трех рабочих на стройке, что они делают. Первый говорит: камни таскаю. Второй - деньги для семьи зарабатываю. А третий отвечает: я строю собор.
"Нужно ставить достойную цель - тогда придет успех", - резюмировал министр.