Это, между прочим, вывод из доклада, опубликованного ООН. Из него следует: пандемия отбросила человечество как минимум на четверть века в том, что касается эмансипации и гендерного равенства.
«Слабый пол» тратит втрое больше времени и сил
Если посмотреть непредвзято, именно женщины в основном заняты в наиболее пострадавших от карантина секторах. Они чаще мужчин работают «в тени», где нет защиты социальных прав и невозможно требовать равную с мужчинами оплату. Именно на женщинах лежат обязанности по уходу за детьми и пожилыми родственниками — притом что женщинам сложнее, чем мужчинам, вернуться на работу и возобновить карьеру.
По информации ООН, еще до пандемии объем неоплачиваемой работы во всем мире составлял 16 млрд часов в день (прежде всего это работа по дому), и три четверти выполняли именно женщины. То есть «слабый пол» тратил втрое больше времени и сил, чем «сильный». А сейчас разрыв увеличился по крайней мере вдвое, настаивает эксперт ООН Анита Бхатия.
Погрязшей в быту и хлопотах женщине будет страшно решиться на перемены, уйти от партнера, который ее не устраивает, попробовать открыть свое дело, заняться чем-то новым. Ведь профессиональные навыки будут отчасти утеряны.
В информации ООН приводятся данные о сегодняшнем положении женщин в Японии, Эфиопии, Бразилии. Фигурирует там и дневник Тени Вада, бренд-консультанта из Токио. И она, и ее муж сейчас работают из дома, но их день проходит по-разному. Муж в 9 утра закрывается в комнате с ноутбуком и до 6 вечера сосредоточенно трудится. А Тени встает в 5, чтобы в тишине поработать, потом готовит завтрак, ставит стирку, кормит семью, моет посуду, помогает дочке с домашним обучением, ходит в магазин, пылесосит, играет с дочкой, готовит ужин... И так по кругу.
В соцсетях я наткнулась на аналогичный онлайн-дневник, который анонимно ведет москвичка, аналитик одного из крупных банков. Как и в японской истории, ее муж с самого начала карантина заявил, что ему, чтобы работать, нужны тишина и покой, поэтому он не может заниматься трехлетним сыном. Наша героиня водила малыша в детский сад. Риск? Безусловно. «Но я только недавно из декрета, мне важно делать свою работу безупречно, чтобы не попасть под сокращение», — признается она. И я ее понимаю. А вот отец семейства — нет.
Когда автор дневника решала поспать подольше перед важным совещанием, она обнаружила утром, что ребенок дома, а не в саду. А значит, прощай подготовка к совещанию. Муж же объяснил все просто: не хотелось с ребенком тащиться на улицу, там дождливо...
Нельзя утверждать, что так обязанности распределяются в каждой семье. Но ситуации, когда женщины тянут на себе детей и весь быт, — обыденность. Кстати, от ухода женщин с рынка труда экономика несет серьезные потери. Как предупреждают эксперты, без женских рук и светлых голов преодолеть последствия пандемии будет еще сложнее. И бизнес, и государство должны быть заинтересованы в том, чтобы освободить женщин от быта и вернуть на рабочие места.
И вообще: делить домашние хлопоты на всех членов семьи — это еще и справедливо!
Вомбат, батяня...
Под самый конец года, когда все мы почти разучились ждать хороших новостей, из Австралии полетели ликующие сообщения: карликовые тасманийские поссумы, которых ученые считали вымершими в результате опустошительных пожаров, сумели пережить невзгоды и прекрасно себя чувствуют. Возможно, это заслуга вомбатов.
Тасманийские поссумы — крошечные сумчатые зверьки весом менее 10 граммов. Они похожи на грызунов, хотя относятся к тому же отряду животных, что и коалы. Обитают не только в Тасмании, но и на острове Кенгуру, и в материковой части Австралии.
За последние два года пожары уничтожили почти 90% пустошей, где обитали ушастые малыши. И ученые, памятуя о диких кошках, которые и в более благополучные времена были серьезной угрозой для поссумов, приготовились было совсем с ними проститься. Но экологам на острове Кенгуру посчастливилось обнаружить достаточно животных, чтобы говорить: у популяции есть шанс.
Что же или кто спасло поссумов? Вомбаты. Об этих маленьких сумчатых мишках в нашем полушарии знают немного. А зря. Вомбаты строят себе обширные и разветвленные норы — с десятками входов и тоннелями на сотню метров глубоко под землей.
Когда в Австралии горели миллионы гектаров лесов и пустошей, мелкие зверьки, спасаясь от огненных вихрей, прятались в эти норы. Наивно думать, что вомбаты приглашали к себе всех страждущих. Но когда горит земля под ногами, разве до выяснения отношений?
Вомбаты в Австралии не только замечательно строят норы, но и умеют создавать запруды. Их труды помогли австралийскому фермеру пережить засуху в нынешнем году. Зверьки докопались до подземного источника воды, укрепили склоны и обустроили водопой. К этому лапотворному водохранилищу приходят еще и кенгуру, валлаби и валлару. А когда установили фотоловушку, удалось снять и других жаждущих: опоссумов, ехидн, ящериц, птиц и страусов эму.
Биологи из Сиднейского университета обследовали творение вомбатов и признали: яма была вырыта не в случайном месте. Похоже, мишки способны находить подземные источники воды и обеспечивать себя (и заодно соседей) питьем. Исключительно полезный навык, учитывая изменение климата!
По подсчетам ученых и экспертов, оценивающих последствия австралийских пожаров, за несколько месяцев на Зеленом континенте погибли три миллиарда млекопитающих. Около 600 тысяч видов могут навсегда исчезнуть. Тем радостнее узнать, что крошки поссумы пережили это бедствие. Слава вомбатам?