На этой неделе на повестке дня вновь оказался вопрос о подарках для чиновников. Казалось бы, здесь давно все и всем ясно. По действующим правилам должностное лицо не имеет права оставлять себе подарок, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Все, что дороже этой суммы, должно отходить в доход государства или выкупаться чиновником за собственные деньги. Иначе — взятка со всеми вытекающими. Однако Министерство промышленности и торговли посчитало, что из этого строгого правила можно сделать исключение, если речь идет об изделиях народных промыслов.
Вообще-то жесткий регламент на подарки для чиновников — отнюдь не российское ноу-хау. Аналогичные ограничения действуют во Франции (там взяткой автоматически считается любой подарок дороже 35 евро), Великобритании (порог — 140 фунтов), США (не более 50 долларов) и во многих других странах. Но там, у них, это правило неукоснительно соблюдается, а любое, даже незначительное отступление грозит чиновнику такими крупными неприятностями, что никакие дары не будут в радость. А у нас ограничения в подношениях в высоких кабинетах чаще воспринимаются как пиар-акция, рассчитанная на массовую аудиторию — то есть на чужих.
Достаточно вспомнить хотя бы историю с арестом экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, у которого при обыске нашли более 800 дорогих ювелирных изделий, в том числе и перьевую ручку с бриллиантами стоимостью 35 млн рублей. А уж на часы, тянущие на целые состояния, на запястьях служивых людей все давно перестали обращать внимание — привыкли...
Так что предложение Минпромторга разрешить чиновникам подарки дороже 3 тысяч рублей, если речь идет об изделиях народных промыслов, едва ли подорвет антикоррупционную политику в стране. А что изменится? Разве что в кабинетных интерьерах станет пестрее от гжели, палеха, жостовских подносов и прочей дымковской игрушки.
Во всяком случае инициативу Минпромторга поддержал глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, заявивший, что такой шаг загрузит народных ремесленников работой на несколько лет вперед. А вот Минтруд от идеи не в восторге. Пресс-служба ведомства заявила, что такая оговорка может девальвировать «негативное отношение к вопросу дарения подарков госслужащим и иным лицам, на которых распространяются антикоррупционные стандарты».
А потом, на выдумку у нас ведь не только голь хитра. Любое отступление от строгих ограничений чиновники легко поставят на службу себе любимым. Могу даже подсказать, как это делается. Берутся, скажем, часы «Ролекс», отдаются ненадолго в руки мастеру по народной росписи — и, пожалуйста, получите: «Ролекс» с хохломой. И волки сыты, и овцы целы.
Кстати, тогда неприятностей могли бы избежать не только чиновники, но и духовные служители, отступившие от аскезы. Памятна недавняя история 43-летнего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, принявшего в дар от агрохолдинга автомобиль Toyota Land Cruiser 200 стоимостью 6 млн рублей. Тогда вышел громкий скандал. А вот если бы по аналогии с хохломой и гжелью епископу подарили UAZ Patriot или LADA 4×4, то народ бы и не возмущался. А может быть, даже и посочувствовал...