Главная Наука и технологии 00:01 18 Августа 2017 12515
Не совсем свои крылья

Почему разрешение на продажу отечественных авиалайнеров мы должны получать за океаном, у «заклятых партнеров»?

Анатолий Журин

Не уходящая в тень тема санкций и импортозамещения напоминает то триллер с непредсказуемым финалом, то не совсем приличный анекдот, который неловко рассказывать в обществе. И все же рассказывать придется... Информационные агентства сообщили, что концерн «Гражданские самолеты Сухого» запросил одобрения на сделку по продаже Ирану 12 лайнеров Sukhoi Superjet 100 у... Минфина США. Соответствующие документы направлены в офис по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), занимающийся в США контролем за соблюдением санкционного режима. И это на фоне всех бесконечных разговоров на тему, что мы сами с усами...

Такое обращение не осталось незамеченным, разразился вселенский скандал. Это же как одной своей ногой наступить на другую, да прямо на патриотическую мозоль! Но давайте успокоимся и разберемся.

Спросите, почему надо просить одобрения коммерческой сделки за океаном? Все дело в том, что производится лайнер Superjet у нас, но на 72% эта машина состоит из импортных комплектующих. Поставка самолетов без одобрения OFAC грозит серьезными штрафами и ограничениями. И это не пустые угрозы. Не так давно банку BNP Paribas пришлось заплатить аж 9 млрд долларов за транзакции в интересах клиентов из Ирана, Судана и Кубы. Парадокс в том, что санкции, формально препятствующие поставке Superjet с американскими комплектующими, были сняты с Ирана еще в прошлом году. Вокруг этой сделки вообще слишком много тумана. В июле в концерне ГСС не подтвердили «Интерфаксу» информацию о подписании контракта на поставку лайнеров. Хотя о таком договоре, подписанном в рамках авиасалона МАКС-2017, сообщало иранское агентство FARS. А еще в феврале 2017 года министр энергетики России, сопредседатель Российско-Иранской комиссии Александр Новак заявлял о готовности Ирана приобрести все те же 12 самолетов SSJ 100. Известно также, что в июне нынешнего года производитель самолетов SSJ 100 и президент ГСС Владислав Масалов после переговоров с иранцами сообщал, что «есть соглашение с двумя компаниями, потребность и большая заинтересованность страны в региональных самолетах».

Итак, кому же верить? Будет ли Иран приобретать суперджеты или ограничится контрактом на 34,6 млрд долларов, уже подписанным с Airbus и Boeing о поставке воздушных судов? Похоже, судьба российского проекта все же зависла...

Вспомним МАКС-2017. По данным Минпромторга, самыми крупными сделками там стали контракт на поставку 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлоту» и контракт с Red Wings, которая договорилась приобрести в лизинг 16 лайнеров МС-21. То есть наша новая гражданская авиатехника пока рассматривается в основном как продукт для внутреннего пользования. Хотя утвержденная правительством Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» была совсем не на это рассчитана. Цель ставилась куда более масштабная, хотя и вполне конкретная: «Принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5% мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки), а к 2025 году — не менее 10%».

Сегодня из серьезных заказчиков остались только российские «Аэрофлот», «Газпромавиа», мексиканская компания Interjet и ирландская CitiJet (в портфеле заказов значились три самолета, сейчас — пять, хотя еще два года назад шел разговор о приобретении сначала 25 самолетов).

Остальные покупатели либо прекратили свое существование, либо отказались от ранее взятых на себя обязательств по тем или иным причинам. В том числе и носящим не конъюнктурный, политический, а куда более глубокий характер.

Как в свое время подчеркивал, давая интервью одному из изданий, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, причина еще и в том, что у Boeing и Airbus счет сходящих с конвейера машин идет на сотни, а у нас выпускается в год меньше 20 штук. А надо хотя бы 70, «тогда экономика начнет работать на Sukhoi Superjet, на ГСС, на другие модификации». С главой крупнейшей авиакомпании согласны и многие наши эксперты: первый и единственный пока постсоветский пассажирский лайнер Superjet не обещает нам серьезных перспектив в деле импортозамещения в связи с ограниченной серийностью программы. Есть к машине претензии и по части конструкции.

Так, авторитетнейший специалист в области аэродинамики летальных аппаратов, недавно ушедший из жизни академик РАН Юрий Рыжов был шокирован, когда впервые увидел новый самолет концерна ГСС: «Нельзя вешать двигатель под крылом, когда нижняя кромка входного устройства находится в 50 см от полосы: любая кочка — и она отлетит! Ударится и отлетит. Поэтому он безопасен только на очень хороших полосах, которых у нас не очень много. Это во-первых. Во-вторых, самолет не удовлетворяет компании по системе гарантированного обслуживания — они лучше возьмут в лизинг подержанный боинг или эрбас. Все ведущие наши авиакомпании на них летают. В-третьих, Superjet отстал технологически — слишком долго делался. В-четвертых, у него все комплектующие заграничные — от двигателей до электроники».

В санкционных тисках, считает бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов, высокая доля импортных комплектующих многократно усложняет перспективы и конкурентоспособность самолета. Ведь основным критерием успешности практически любой коммерческой программы служит именно объем продаж производимого продукта. «Нет никакой уверенности в том, что разрешения у Минфина США не придется ждать бесконечно, — подчеркивает Олег Михайлович. — Зачем им торопиться с этим, если еще в конце того года американские компании заключили сделку с Ираном по продаже туда своих самолетов на миллиарды долларов? Насколько мне известно, Штаты всячески препятствуют проникновению нашей техники на зарубежные рынки, тем более в нынешней ситуации обостряющегося противостояния. Вот, как говаривал фонвизинский герой, «злонравия достойные плоды»: слишком уж упорно и даже остервенело мы гробили отечественную авиационную промышленность...»

На фоне этих проблем с первенцем ГСС лучше выглядит ситуация с другим среднемагистральным лайнером, появившимся на нашем небосклоне. В МС-21 «всего-то» 40% импортных комплектующих. Хотя в условиях санкционной войны, конца которой не видно, самое время создателям самолета подумать, как свести этот процент к минимуму. Тем более это касается отечественного дальнемагистрального самолета, над которым вовсю идет работа. Курс выбран верный: опора на собственные крылья. Но как же трудно догонять других, далеко улетевших!

Конечно, безвыходных ситуаций не бывает. Концерн ГСС может заняться локализацией производства комплектующих. Но понятно, что это потребует времени и новых масштабных бюджетных вливаний. Немаловажен и другой вопрос: сможет ли обеспечить достойное качество производства и надлежащий контроль наша авиапромышленность, которая только-только восстанавливается из руин? В конце концов, это главное.

Вопрос совсем не праздный. Как раз на этой неделе концерн ГСС и итальянская компания Alenia Aermacchi сообщили, что эксплуатационная надежность самолета у Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) снизилась. Партнеры проводили совместное исследование в течение года, с апреля 2016-го по апрель 2017-го. Так вот, за это время количество эксплуатируемых машин выросло с 66 до 94, а эксплуатационная надежность снизилась на 0,25% и в итоге составила 97,3%. Этот показатель учитывает количество технологических сбоев — наземных или произошедших в полете, из-за которых необходимо было совершать вынужденную посадку или возвращаться в аэропорт вылета. Согласно исследованию ГСС и Alenia Aermacchi, чаще всего у SSJ 100 отказывают пилотажно-навигационное оборудование, бытовое и аварийно-спасательное оборудование и система кондиционирования.

Остается добавить, что в Ту-334 всего 5% импортных комплектующих, то есть это без всяких натяжек отечественный самолет. Он прошел испытания еще в феврале 1999 года, получил сертификат летной годности. По существу, это прямой конкурент Sukhoi Superjet 100, к тому же способный взлетать и садиться на грунт. К 2007 году было собрано пять таких самолетов, но серийное производство так и не началось...

Никто тогда не думал, что нам придется жить в условиях санкций. А зря. Глядишь, не пришлось бы испрашивать разрешений в американских ведомствах, где с нами и через губу разговаривать не желают.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11710
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Среди американских политиков, ученых и деятелей культуры немало тех, кто всерьез верит в существование секретных программ по исследованию пришельцев 

Конгрессвумен от штата Колорадо Лорен Боберт. Кадр видео с YouTube

Нижняя палата Конгресса США провела очередные слушания по поводу неопознанных летающих объектов (НЛО), генетических экспериментов с участием инопланетян и подводных баз пришельцев в океане. Об этом в четверг, 14 ноября сообщает издание...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?