Верховный суд (ВС) России впервые разъяснил, как оценивать факты применения насилия или оскорблений к представителям власти. Как передает ТАСС, об этом говорится в проекте постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ». Он вынесен на рассмотрение Пленума ВС.
Как сказано в проекте постановления, под насилием по отношению к представителю власти следует понимать побои или другие насильственные действия, связанные с «причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы» (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Это касается ситуации, связанной со служебной деятельностью потерпевшего, а также его близких.
А под угрозой применения насилия имеются в виду «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».
Под опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ) понимается «насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Кроме того, также квалифицируется причинение ему «легкого вреда его здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности».
По ч. 2 ст. 318 УК РФ также квалифицируется насилие, «которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, выраженном в неприличной форме. Таким деянием может быть как высказанное публично оскорбление, так и иные публичные действия, унижающие честь и достоинство потерпевшего - например, срывание форменного головного убора или погон - при условии, что это не причинило физическую боль или вред здоровью.