Кому как, а российским любителям биатлона Дед Мороз припас целый мешок нешуточных подарков. Прямо со старта наступившего года стреляющие лыжники принялись удивлять соперников, специалистов и болельщиков. Сегодня и завтра на проходящем в немецком Рупольдинге этапе Кубка мира состоятся эстафетные гонки, в которых оба наших квартета, мужской и женский, выходят в ранге фаворитов, ведь на предыдущем этапе в Оберхофе они сделали золотой дубль. А Александр Логинов к тому же выиграл спринтерскую гонку.
Подобного прорыва мало кто ожидал после завершения спортивной карьеры многолетним лидером мужской сборной Антоном Шипулиным. А имена трех участниц женской эстафеты — Евгении Павловой, Маргариты Васильевой, Ларисы Куклиной — и вовсе неизвестны широкому кругу любителей биатлона. Отрадно, что смену поколений в нашей сборной ее новый тренерский штаб ведет заблаговременно до Олимпийских игр — 2022.
Но не обходится без ложки дегтя. Чтобы выигрывать, нашим спортсменам мало быстро бежать и метко стрелять — им приходится постоянно преодолевать жесткое психологическое давление со стороны собратьев по биатлонному цеху. Еще два года назад, когда Логинов вернулся после своего двухгодичного отлучения от большого спорта, Мартен Фуркад ехидно заявил, что дисквалификация Логинова — «лучшее достижение русского». От слов француз перешел к делу и умышленно подсек Логинова при передаче эстафеты...
Тогда дело дошло до того, что Логинов и Шипулин отказывались от рукопожатия с Фуркадом. Потом страсти вроде бы поутихли, но в нынешнем сезоне конфликт снова дал о себе знать. После победы Логинова в Оберхофе француз в сердцах выдал на телекамеры: «Для меня это позор. Он выиграл, но моего уважения не получит». Поддакивает именитому французу и швед Себастьян Самуэльссон, занявший в спринте третье место.
Скажется ли такое неприкрытое давление на результатах наших атлетов? Прокомментировать ситуацию мы попросили двукратного олимпийского чемпиона Сергея ЧЕПИКОВА, вице-президента Союза биатлонистов России.
— Нет худа без добра: наших биатлонистов в последние годы много ругали, а потому они не расслаблялись и стараются ответить не словом, а делом. А если серьезно... Хочу отметить проявление командного духа. Наши парни тепло поздравили девочек с победой, а те потом пришли на трассу поддержать ребят. И это много говорит об атмосфере в команде. Да и погода больше способствовала нам. Из-за обильного снегопада в Оберхофе не смогли должным образом подготовить лыжню. Европейцы привыкли бегать по аккуратно накатанным трассам, им труднее, чем нашим, приспособиться к сложной лыжне.
Обратите внимание и на тот факт, что в индивидуальных видах довольно много наших попало в двадцатку. Новый сезон руководство СБР спланировало так, чтобы не возникало чувства ревности к тем, кто готовился вне расположения сборной. Мы постарались дать возможность стартовать в Кубках мира всем, кто в этом турнире никогда раньше не выступал, но потенциально к этому готов. Новая система отбора получилась более объективной. Раньше костяк первой сборной был неприкасаемым, к нему могли добавить разве что одного-двух человек. Усиление ротации пошло на пользу сборной. Хочется заблаговременно посмотреть в деле широкий круг кандидатов, задолго до начала олимпийского сезона. Не хотелось бы повторять ошибок прошлых лет, когда такие талантливые спортсменки, как Дарья Домрачева и Анастасия Кузьмина, вынуждены были выступать в составе сборных других стран. Мы тогда потеряли классных биатлонисток!
Что касается негативных высказываний в адрес наших ребят... Знаете, я 20 лет выступал в биатлоне на международном уровне и не помню ни одного случая, чтобы спортсмены вешали собак на коллег, вернувшихся на лыжню после дисквалификации. Публично осуждать человека, официально допущенного к соревнованиям, — это некрасиво, не по-мужски! Считаю, Саша Логинов сейчас правильно действует. Скромно, сдержанно, воздерживается от ответных выпадов. Делай свое дело, а время все расставит по местам.
Голос
Татьяна Лысенко, двукратная чемпионка мира в метании молота
— Я тоже обратила внимание на выходку соперников Александра Логинова. И мне вспомнился пример совсем другого — благородного отношения к коллегам по спорту. В свое время в споре за награды судьба свела меня с полькой Камилой Сколимовской. Она на год была старше меня, но вошла в мировую элиту намного раньше, став олимпийской чемпионкой в 17 лет. Потом я потеснила ее с пьедестала. Но когда меня в 2007-м дисквалифицировали на два сезона, Камила не только не злорадствовала, но и всячески поддерживала меня: присылала поздравительные эсэмэски, призывала меня тренироваться и возвращаться в сектор. После моего восстановления в правах мы с Камилой продолжали дружить. Она знала пять языков, включая русский, и всегда помогала мне с переводом в общении с журналистами. А чтобы она что-то плохое за глаза обо мне сказала... Такое я себе просто не могу представить! Камила рано ушла из жизни, но я ежегодно приезжала в Варшаву на Мемориал Сколимовской и продолжаю дружить с ее родителями. Они прекрасные люди, всегда учили дочку не подталкивать падающего человека, а поддерживать его.