Выпускники российских вузов будут теперь представлять на суд аттестационной комиссии не дипломные проекты, а бизнес-планы собственного дела. Задумка очень даже в духе времени, но, как обычно, черт кроется в деталях. Понятно, когда стартап придумывает и защищает будущий управленец или финансист, но какие такие бизнес-планы должны составлять студенты медицинского или педагогического института?
Замена выпускной квалификационной работы с привычного диплома на стартап предусмотрена программой «Цифровая экономика». Широкое внедрение новшества Минобрнауки запланировало на 2019 год, но в ряде вузов эксперимент уже идет. В прошлом году у выпускников 70 российских высших учебных заведений была возможность представить на суд аттестационной комиссии проект по развитию бизнеса. Правда, для начала это коснулось только слушателей профильных дисциплин — например, кафедры технологического предпринимательства в МФТИ или маркетинга РЭУ имени Плеханова. Но в наступившем году проект собираются сделать массовым.
Пока что наши пятикурсники не всегда отчетливо представляют, где и как они смогут применить полученные в стенах учебного заведения знания. Статистика вообще наводит на мысль, что абитуриенты при выборе вузов руководствуются не столько здравым смыслом, сколько игральными костями. Иначе как объяснить такой факт: в 2017 году только треть выпускников высших и средних специальных учебных заведений начали работать по специальности, полученной на студенческой скамье. Остальные трудоустроились либо вовсе не по профилю, либо на специальности, лишь «косвенно связанные с профильным обучением».
Как, видимо, предполагают инициаторы, работа над бизнес-планом спустит студента с небес на землю и поможет определиться с тем, как в дальнейшем применять полученные знания на практике. То есть завершит и оформит все то, что должно было бы постепенно происходить на протяжении нескольких лет в периоды прохождения производственных практик. Вот только что связывать и объединять, если все практики проходились формально или не проходились вовсе? А ведь именно такая картина для нашего образования, увы, является самой реальной. Это — норма.
Нужно понимать, что избавление от необходимости писать дипломы — это ни в коем случае не облегчение задачи выпускнику. Настоящий бизнес-план является продуктом междисциплинарным, в котором должны найти отражение как профильные знания, так и компетенции из области бухгалтерии, налогообложения, маркетинга и многих других сфер. Для вузов же оценка студенческих стартапов — это настоящая головная боль, особенно для тех, в которых экономическое направление отсутствует или представлено крайне слабо. Для того чтобы такая защита не превратилась в фарс, придется привлекать компетентных специалистов со стороны, что может вылиться для учебного заведения в дополнительную и немалую статью расходов.
Интересно, что ни в Европе, ни в США практика «стартапа как диплома» не распространена, Россия здесь бежит впереди паровоза. Вопрос только в том, во что затея выльется: в перспективное ноу-хау или в проформу, когда 99% всех бизнес-планов пишутся исключительно для аттестационной комиссии и априори не имеют ни малейшего шанса на реализацию.
На мой взгляд, лучше будет, если традиционные дипломные работы и стартапы смогут мирно сосуществовать в рамках одной системы образования. А выпускник уже пусть сам выбирает, какую часть полученных знаний ему интереснее и легче защищать: теоретическую или практическую. В конце концов, не всем же идти в бизнес и коммерцию, кому-то ведь надо и чистой наукой заниматься в НИИ и лабораториях. Или уже не надо?