Предложение Владимира Путина отмечать наступающий Новый год «по-русски, но на свои» прозвучало как нельзя вовремя: казенных денег уже не хватает ни на выпивку, ни на закуску. Даже по расчетам Всемирного банка, который обычно весьма позитивно оценивает российские показатели, нынешние дела наши выглядят хуже, чем ожидалось: в 2013 году экономический рост составит 1,3% вместо 1,8, а в следующем году, если сильно повезет, — 2,2%. Это мало, тут не до тостов и гулянок.
В США, где подобная ситуация фиксировалась в 2008 году, корпоративные застолья практически исчезли на несколько лет кряду. Лишь нынче, когда последствия кризиса у большинства американцев остались позади, 97% тамошних работодателей объявили о подготовке массовых рождественских увеселений для персонала — рекордный показатель с 2007 года. Однако, как утверждает исследование компании Battalia Winston, «вечеринки вернулись, но фонтаны шампанского и россыпи икры больше не в тренде».
В России же наоборот. Как выяснили эксперты Deloitte в ходе предновогоднего исследования потребительских расходов, праздничные траты среднего класса нынче вырастут на 13% — с прошлогодних 17 тысяч рублей до 19,2 тысячи. Причем такое транжирство люди объясняют не ростом собственных доходов или другими радостями жизни, а «попыткой забыть о нестабильности». И если госпредприятия с подачи президента начинают отказываться от корпоративных новогодних застолий, то у частного бизнеса другой тренд: по данным портала SuperJob, без коллективного празднования намерены обойтись не более 3% компаний. По тем же данным, средняя стоимость застолья за счет фирмы вместе с развлекательной программой вырастет в сравнении с прошлым годом на 20%, то есть народ намерен забыться, и очень основательно.
Хотя в действительности забыть о реалиях получится не у всех. Как показывают опросы ВЦИОМа, нынче уже 55% российских бизнесменов считают условия для предпринимательства в своих регионах «плохими и очень плохими». По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, доля россиян, желающих заниматься бизнесом, вообще упала ниже плинтуса — до 2%. «Кто же будет вытаскивать страну из стагнации?» — вопрошает омбудсмен.
Вопрос скорее риторический. Ведь через неделю, с наступлением католического Рождества, отмечать которое уже вошло в моду и у православных россиян, тяжелые вопросы утонут на дне стаканов и рюмок. А уже 20 января начнут поступать ответы: Минэкономразвития, Минфин и Внешэкономбанк на специальном совещании у премьера должны предложить стране и Дмитрию Медведеву новые механизмы стимулирования предпринимательства — для начала малого и среднего.
Им обещают госгарантии по банковским кредитам на развитие бизнеса, а также расширение закупок их продукции государственными компаниями.
Тем временем в Государственной думе успешно прошло первое чтение изменений в закон о страховых взносах в социальные фонды для малых IT-компаний: вместо 30% от фонда заработной платы они смогут перечислять в Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования лишь 14%. «Считаем крайне важным, чтобы льготы по начислениям на зарплату были именно для небольших IT-стартапов — это создаст 25 тысяч высокотехнологических рабочих мест», — говорил осенью министр связи Николай Никифоров. Теперь его мечта начинает сбываться.
Тем временем в Подмосковье рассматривается законопроект о налоговых льготах для субъектов малого предпринимательства, вложивших в создание, реконструкцию или модернизацию промышленных объектов как минимум 50 млн рублей. Ставка налога на прибыль для них понизится на 4,5%, сумма налога на имущество сократится вдвое, а транспортного налога и вовсе до нуля. Что интересно: закон вступит в силу с 1 января 2014 года, а вложение инвестиций в развитие позволят считать с 1 января 2012 года. То есть былые заслуги не пропадут.
В Москве аналогичный закон рассчитан лишь на крупные предприятия — для получения льгот нужно, чтобы сумма инвестиций в производство только за первый год составила не менее 5 млрд рублей. Но пример соседей может оказаться заразительным и для столицы.
Аналитики, впрочем, утверждают, что для введения региональных льгот выбран не самый удачный момент: более двух третей краев и областей страны и без того уже начали испытывать дефицит средств из-за падения налоговых сборов — в основном налога на прибыль. К примеру, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) за 9 месяцев по этому налогу в региональные бюджеты поступило лишь 130,6 млрд рублей — на 64 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В Вологодской области сборы налога на прибыль снизились наполовину, в Новгородской — почти на 56%, в Псковской области и Карелии — примерно на 60%. Пока эти потери компенсируются повышенным поступлением от налога на имущество и доходы физических лиц. Но экономика страны на спаде: за три квартала 2013 года промышленный выпуск упал в 31 регионе, а если брать только обрабатывающий сектор — то в 36. Это означает, что регионам следует ожидать скорого снижения и нынешних доходов.
В то же самое время у страны наблюдается и серьезный инвестиционный спад: в нынешнем году, по разным оценкам, бегство капитала прогнозируется в объеме 60-70 млрд, прогнозы на 2014 год не лучше. То есть пожить взаймы хотя бы несколько ближайших лет не выйдет. И получается замкнутый круг: для развития экономики нужны налоговые льготы, а их не из чего давать, ибо денег в казне не хватает. Тем не менее программы развития малого и среднего бизнеса продолжают разрабатываться и даже внедряться. Минфин скребет по сусекам, планируя для крупных госкомпаний 10-процентное снижение ежегодных расходов — чтобы закрывать грядущие бюджетные прорехи. Из-за всего этого начинают появляться поводы для осторожного оптимизма.
За что и поднимем бокалы в канун праздника — с максимальной осторожностью, чтобы не спугнуть здравый смысл...