Приблизить традиционные задачки в школьных учебниках по математике к реальной жизни — такую цель ставит перед авторами пособий Министерство просвещения. Оно готовит изменения в образовательные стандарты, согласно которым школяры скоро будут разбираться не только в количестве яблок у Пети и Васи и в процессах втекания-вытекания воды в резервуар, но и в тонкостях расчета стоимости коммунальных услуг и процентов по ипотеке.
Соответствующие предложения уже готовятся. Задачки привяжут к таким полезно-познавательным вопросам, как расчет окончательной стоимости товара после объявления торговцами скидок, исчисление размера коммунальной платы с учетом коэффициентов, определение размера переплаты по ипотечному кредиту, оформленному на 15 лет, и т. д.
Все это подается под лозунгом повышения «функциональной грамотности» школьников, то есть способности применять полученные знания на практике. И в этом есть смысл. Наша жизнь меняется гораздо быстрее содержания школьных учебников, где нарисован некий мир, застывший много десятилетий назад. Существование в нем мешает дальнейшей социализации школьника, считают психологи, и чиновники с ними согласились. Резкое погружение вчерашнего школьника во взрослую жизнь со всеми ее проблемами и ритуалами для многих оказывается большим стрессом. Введение в образовательный стандарт «жизненных» задач, по мысли инициаторов, должно сделать этот переход не столь драматичным.
Планируется, что новые задания начнут появляться в учебниках начиная с 5-го класса, а к 7-му их доля превысит 25%. К житейской реальности приблизят не только математику, но и некоторые другие предметы. На уроках обществознания детям расскажут о безопасных стратегиях поведения по отношению к трудовым мигрантам, а на химии и физике объяснят, почему поднимается тесто в шарлотке и какой температуры масла достаточно, для того чтобы получить ожог второй степени...
Любопытно, что все эти «новшества» в истории нашего образования уже случались. К примеру, те же учебники по арифметике в 1930-1940-е изобиловали заданиями, в которых от учащегося требовалось высчитать пошлину за тот или иной товар или его реальную стоимость с учетом годовой инфляции. После войны образовательный стандарт развернулся в сторону фундаментальных знаний. Считалось (и не без оснований!), что, получив общие знания, человек уж как-нибудь разберется в частностях. Сейчас же, по всей видимости, ситуация в обществе изменилась настолько, что массовому образованию вновь приходится становиться более прикладным и конкретным.
И тут есть вопрос, что лучше: раннее знакомство с реалиями повседневной жизни, приобщение к взрослым проблемам с младых ногтей или упор на классическое, проверенное на многих поколениях образование? Для тех, кто ставит задачей вырастить в стране поколение «уверенных пользователей» и «цивилизованных потребителей», ответ давно ясен.
P.S. Появление новости о подготовке изменений образовательных стандартов Министерством просвещения совпало по времени с отчетом Рособрнадзора о результатах массовой проверки школьных учителей на профпригодность. Они, мягко говоря, обескураживают. С заданиями по математике и информатике из школьной программы не справились больше половины учителей-предметников. По истории, экономике, русскому языку и литературе «неуд» получили четверть педагогов. Чтобы был понятен масштаб бедствия, отметим: тестированием были охвачены 18 тысяч педагогов из 45 регионов страны. Сложно рассуждать об изменениях образовательных стандартов, если учителя толком не владеют старой программой.