Полвека прошло, а из памяти не идет давний случай, нелепый и трагический. Наша замечательная школьная медсестра Мария Алексеевна, перебегая улицу, поздно заметила мчавшийся мотоцикл. Заметалась на дороге и... Оборвалась жизнь бывшей фронтовой медсестры, спасавшей нас, школяров, от всяческих инфекций, которыми был богат наш южный городок. Почему я про это вспомнил? Да потому что инфекции и метания, увы, являются приметами нынешнего времени.
Начнем с того, что учебный год, едва бодро начавшись, был свернут, школьников отправили на каникулы. И вот уже снова маячит призрак удаленки. Впрочем, тут сумятица мнений: одни чиновники предрекают учебу «по ту сторону экрана» чуть ли не до весны, другие успокаивают, мол, есть шанс вернуться в школы. А пока они спорят, многие родители подхватили чад и отправились догонять лето на берега, где не протолкнуться (билеты в Турцию раскупили сразу после объявления о свалившемся двухнедельном «отгуле»). Ну не сидеть же с детьми в четырех стенах, как к тому призывают государственные мужи. Еще насидимся...
Чем закончатся «каникулы», можно только гадать. Но очевидно: ответственные лица демонстрируют растерянность сродни паническим метаниям перед надвигающейся опасностью.
Простой вопрос: неужто перед началом учебного года не существовало плана Б — на случай второй волны? Тем более школьники (и это уже понятно даже нашим властям) являются «эффективными» переносчиками вируса. Соответственно, школы превращаются в хабы по распространению инфекции. Что подтверждается опытом разных стран — от Канады до Гонконга.
А как быть с еще одним «хабом», который вносит в мегаполисах свою лепту по доставке вируса в массы? Речь о спутниках и друзьях человека — собаках. Знаете ли вы, что более 2 млрд собак сегодня в мире живут в городских квартирах? Как биолог могу сказать: собаки вместе с людьми участвуют в круговороте нового вируса в природе. Этот вирус — зоонозный, то есть занесен из дикой природы. Соответственно, он адаптирован к распространению по линии млекопитающих, включая и собак. Нет, я не противник собак и собачников — я лишь ученый, думающий, как заблокировать распространение инфекции.
Но вернемся к школьникам и студентам. Совершенно согласен с московским мэром, сказавшим: нечего слоняться по городу освободившимся от учебы школьникам. Но даже блокирование проездных карт ничего не изменит, ведь мы имеем поколение разгулявшихся «беспризорников». Слишком много родителей не имеют возможности, сил либо желания контролировать времяпрепровождение своих чад. А в нынешних условиях отмена школьных занятий резко усиливает ту самую возможность детей болтаться и становиться балбесами — вместо того чтобы следовать нормальным ритмам человеческой жизни.
Они оказываются вырваны из тех функций социологизации, которые худо-бедно, но все же обеспечивала даже полуразвалившаяся система нашего образования, хотя бы на уровне поддержания учебной дисциплины. А без этого нельзя стать полноценным человеком и гражданином, сколько ни перекликайся у монитора с педагогом, уже замотанным такой формой общения с учениками.
И вот тут я задаюсь вопросом, какое из двух зол большее: распространение школьниками COVID-19 или разрушение системы воспитания и образования молодого поколения? Уверен, что второе. Стране в ближайшие годы придется выживать. И должна быть надежда на то, что мы сумеем подготовить для этого граждан, которые будут соответствовать этим вызовам.
А я снова возвращаюсь к памяти нашей школьной медсестры Марии Алексеевны. Стоило в школе заболеть одному мальчишке тифом, как она сразу раздобыла бактериофаги, обходила все классы, следила за прививками, за соблюдением гигиены — и ни одного заражения тогда не произошло. И это в условиях бедной провинциальной школы!
А что мы нынче предлагаем, кроме запретов и удаленки? Неужели даже в Москве нет возможностей — кадровых, финансовых, организационных — усилить санитарно-медицинскую систему для обеспечения контроля и блокирования интенсивной передачи вируса в школах?
Не хочется верить, но...