Пожалуй, можно сказать, что только Китай способен в нынешних условиях вражды и разобщенности собрать 450 руководителей мировых средств массовой информации из 101 страны мира. И провести столь масштабный форум под лозунгом «За повышение глобального доверия, за содействие развитию медиа».
Как раз о фрагментации мирового информационного поля говорили в своих выступлениях на форуме многие участники. Например, заместитель Генерального секретаря ООН по глобальным коммуникациям Мелисса Флеминг. По ее словам, люди получают все больше информации через социальные сети, доверие к традиционным СМИ падает. А современные технологии позволяют легко создавать ложный контент. Флеминг призвала журналистов ставить заслон недостоверной информации. Но как это сделать в условиях информационных войн, она не сказала.
Эта самая объективность и достоверность видится очень многим лидерам мировых СМИ острой проблемой. Тон в дискуссии задал генеральный директор агентства «Синьхуа» Фу Хуа. По его словам, несмотря ни на что, мировые СМИ обязаны доносить до потребителя достоверную информацию. И для этого журналисты всего мира должны сотрудничать. «Мы должны добиваться широкого консенсуса, повышать уверенность в развитии, придерживаться объективности и правдивости, повышать доверие к средствам массовой информации, следовать современным тенденциям, улучшать возможности информирования и распространения информации», — перечислял Фу Хуа.
А главный редактор словенского издания Insajder.com Игорь Мекина предложил создать единую сеть «правдивых СМИ» и поддерживать журналистов, которые борются за правду. Таких, как Джулиан Ассанж.
Кстати, многие представители западных СМИ понимают, что они в этом плане в качестве примера не слишком подходят. Так, Даниель Донован, издатель канадского журнала «Жизнь Оттавы», считает, что его коллеги необъективно освещают историю, связанную с арестом финдиректора компании Huawei Мэн Ваньчжоу. «Что было бы, если бы в Китае арестовали сына Стива Джобса?» — задался он вопросом. Вообще о неправильном понимании Китая западным мейнстримом говорили многие западные журналисты.
Что уж говорить об освещении того, что связано с Россией? Впрочем, присутствовавшие на саммите были достаточно толерантны и профессиональны. Украинская тема практически не звучала, какого-либо недоброжелательства по отношению к российским представителям не было и в помине. Впрочем, посланцы Украины в форуме не участвовали. Возможно, просто не могли представить себя в одном зале с русскими?
Словом, разговор был больше профессиональный, нежели политический. Хотя слово «война» и производные от него звучали во многих выступлениях. Директор японского агентства Kyodo Тору Мидзутани сравнил нынешнюю ситуацию в мире с началом прошлого века. Для того чтобы предотвратить глобальное столкновение, Kyodo стремится направлять своих корреспондентов в зоны локальных конфликтов, чтобы давать достоверную информацию о происходящем.
В связи с этим слышалась тревога мировых СМИ по поводу гибели журналистов. По словам директора азиатско-тихоокеанского представительства France Press Мишеля Мэйнвиля, в прошлом году погибли 67 журналистов, в нынешнем — уже 69. Почтить память погибших предложил в своем выступлении заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман. Зал встал.
Еще господина Мэйнвиля и его агентство очень волнует проблема фейков. В FP создана специальная редакция, которая занимается проверкой информации и отсеивает ложные сообщения. Другая сторона этой же истории — навязывание второстепенной информации, смещение фокуса. Пример: о приобретении Илоном Маском Twitter были созданы миллионы сообщений, а о наводнении в Южной Африке в то же время, когда погибли более тысячи человек, — всего несколько тысяч сообщений.
Важной темой обсуждений стало внедрение искусственного интеллекта в нашу жизнь и в журналистскую практику. Шеф Kyodo видит в этом опасность, но считает, что ИИ еще долгое время не сможет заменить журналиста. Ведь контент изначально создается и в конечном счете потребляется человеком. К тому же машина не сможет распознать замаскированный фейк. А еще она не способна на эмоции.
В оценке ИИ с шефом Kyodo согласна и глава Reuters Сью Брукс. Но она видит другую проблему — сокращение аудитории традиционных СМИ. Хотя, по ее словам, информацией этого агентства пользуются три четверти населения Земли, все больше людей, особенно молодежи, уходят в соцсети, в том числе в китайский TikTok. За ограничение ИИ в медийном пространстве высказался и вице-президент Associated Press Куен Чан Им. Как выразился заместитель главного редактора Китайской медиагруппы Фань Юнь, «новости делают люди и для людей». ИИ здесь лишний. Во всяком случае пока.