Поэтому в начале сезона Туминас дал порезвиться молодежи в спектакле "Троил и Крессида", а теперь выпустил на сцену тяжелую артиллерию - Василия Ланового и Ирину Купченко в спектакле-диптихе "Последние луны".
Почти все произведения мирового репертуара сочинены в расчете на молодых героев, и найти подходящую пьесу для очень хорошего, но уже немолодого актера - это настоящая головная боль для режиссера. Но Туминас расстарался и обнаружил сразу две незамысловатые пьески об одиноких стариках, собирающихся окончить свою жизнь в доме престарелых. Первая из них - "Последние луны", написанная итальянцем Фурио Бордоном, вторая - "Тихая ночь", сочиненная немцем Гарольдом Мюллером. Если вам не известны фамилии этих драматургов, не спешите сокрушаться о пробелах в своем образовании. Имена авторов можно тут же забыть, поскольку оба этих иностранца лишь обеспечивают актеров подходящим материалом для бенефиса. "Последние луны" и "Тихая ночь" - это пьесы-близнецы, безликость которых выглядит особенно комично, если их положить рядом, разделив антрактом, как это сделал Туминас. В первой части спектакля герой Василия Ланового готовится к отправке в дом престарелых, вяло переругиваясь с сыном, а после антракта нам дадут испытать дежавю, сделав свидетелями точно таких же семейных склок, но уже с участием Ирины Купченко, переселившейся в аналогичную богадельню несколькими годами раньше.
Каждая из этих одноактовок сокрушается по поводу жестокосердия нашего века и страшит зрителя фантомом одинокой старости, от которого не застрахован никто из нас. Но, положенные бок о бок, они скорее дают повод для рассуждений о роли цинизма в драматическом театре. Угадать, что эти пьесы поставлены Римасом Туминасом - талантливым литовским режиссером, знающим толк в метафорическом театре, решительно невозможно. Выиграв тактическую битву как худрук, Туминас обрек себя на поражение как режиссер. Перед нами что-то вроде обязательной программы по фигурному катанию, когда каждая пара должна выполнить необходимое количество сложных элементов и продемонстрировать публике свое мастерство. После спектакля можно, конечно, порассуждать о том, что Купченко выполнила задание на тему "одинокая старость" с большим блеском, чем Лановой, и выставить ей высшие балы за технику перевоплощения и артистизм, но оба они слишком большие актеры, чтобы удовлетвориться победой в таком соревновании.