Как рассказала "Труду" Марина Орлова, пресс-секретарь департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, ЭСБГ - это жидкий противогололедный реагент, изготовленный на основе солей кальция и магния, рекомендованный для применения на всех типах дорог. "Биодор" - твердый препарат. В его состав входят органические соединения, оказывающие наименьшее влияние на человека и животных, не агрессивные к бетону, металлам и асфальту. "Биодор" также содержит специальные вещества, в частности, соли кальция, калия, натрия и магния, оказывающие позитивное влияние на почву. Препарат сохраняет свои свойства до минус 30 градусов.
Для москвичей новые препараты должны стать буквально бальзамом на душу. Во-первых, как уверяют коммунальщики, они не портят обувь. И, что немаловажно, не "сжигают" лапы домашних питомцев. Теперь даже мыть собак после прогулки необязательно. Правда, последнее достижение скорее можно списать на то, что этой зимой дворникам дано указание посыпать тротуары и дворы только щебенкой. На магистралях же по-прежнему будут использовать ХКМ (хлористый кальций модифицированный), СБГ (средство борьбы с гололедом), ХК (хлористый кальций) и ХКХМ (комплекс солей калия и магния). И к этим "старым добрым" реагентам у горожан накопилось множество претензий. Напомним, они пришли на смену технической соли. По данным департамента природопользования Москвы, за годы от ее применения в городе погибло 100 тысяч деревьев. Поэтому власти были вынуждены перейти к ХКМ, который менее вреден для городской растительности, но опасен для одежды из натуральных материалов. Скорее всего, и предстоящей зимой на экспертизу вновь отправятся тысячи пар обуви и шуб, хуже всего уживающихся с хлоросодержащими реагентами. Хуже всего то, что компенсации за испорченную обувь законом не предусмотрено.
Прошлой зимой одна моя знакомая за баснословные деньги - 40 тысяч рублей - купила эксклюзивные дизайнерские сапоги из кожи пони. По городу девушка перемещалась на автомобиле. Однако бедному "животному" хватило нескольких коротких перебежек от машины до подъезда, чтобы скукожиться и уменьшиться на два размера. Сапоги пришлось выбросить.
К сожалению, подтвердить, что обувь моей знакомой действительно пострадала от воздействия реагентов, не удалось. Оказывается, таких анализов не делает ни одна городская экспертиза. Ей выдали бумажку, на которой было написано "обувь деформировалась под воздействием "неизвестного химического вещества".
- Доказать, что обувь испортили реагенты можно, но найти виновного нельзя. У ДЭЗов на этот счет одна отговорка: мол, откуда мы знаем, где вы ходили, может, в нашем районе, а может, в другом городе, - говорит Диана Сорг, член правления Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей. - Мы пытались в суде доказать, что столичные власти нарушили закон об экологической экспертизе. Прежде чем применять на столичных улицах в той или иной мере опасные реагенты, чиновники должны были поставить в известность москвичей. Этого сделано не было. Но суд нас не поддержал.
Поиск новых реагентов продолжается. Москва уже отказалась от "Антиснега" и "Нордикса" из-за их резкого уксусного и аммиачного запаха заметно ухудшилось самочувствие у аллергиков и астматиков. В свое время руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов говорил, что московские дороги будут поливать муравьиной кислотой, которая безвредна и для людей, и для животных. Однако стоимость реагента оказалась неподъемной для городского бюджета.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалисты экспертной организации "Центрэкспертиза" советуют на зиму покупать только кожаную обувь (увы, о красивой и приятной на ощупь замше лучше забыть). А от влаги и химикатов лучше любого магазинного средства поможет обыкновенное касторовое масло. А еще лучше воспользоваться зарубежным опытом: в слякоть канадцы надевают на свою обувь чехольчики или калоши. Чтобы она не "горела" на соленом снегу.