Главная Работа Люди 00:03 15 Октября 2021 11516
Что наша жизнь? Шоссе!

Разговор с дальнобойщиком о профессии, доме и планах на осень

Галина Пономарева
Фото автора.

Про этих мужиков поют песни и снимают фильмы. Дальнобойщик — суровая, тяжелая работа. Наш репортер постарался узнать из первых уст, какие опасности подстерегают в пути водителя большегрузного автомобиля, можно ли договориться с гаишниками «по-хорошему» и как перевозки сказываются на ценниках в магазинах. Поговорить откровенно о своей профессии и жизни согласился Иван ФЕЩУК, водитель с 20-летним стажем из Белгородской области. Только он сразу предупредил: про романтику — ни слова!

Ивану 38 лет, больше половины из них он провел за рулем. Сейчас колесит по бесконечным дорогам в статусе индивидуального предпринимателя на собственном 26-тонном большегрузе Volvo. Стоимость фуры сопоставима с ценой небольшой квартиры в пригороде Белгорода. Да и габариты примерно такие же. По словам Ивана, когда он впервые оказался за рулем Volvo, ему стало страшно: «Мне казалось, что этот сарай на колесах посбивает все на своем пути». Начинал-то парень с компактной пятитонной «газели», купленной в кредит за 400 тысяч рублей. Это сейчас на такие деньги только старенькую малолитражку купишь, а тогда, в начале нулевых, сумма была солидной. Но большого стартового капитала у Ивана не было, если не считать жигуленка, доставшегося в наследство от отца.

Профессию он особо и не выбирал. Просто с детства больше всего ему нравилось сидеть за рулем. Да и сейчас нравится. И еще подкупает свобода: сам себе начальник, бухгалтер, юрист и налоговый инспектор. Суть-то его трудов проста: получить груз (цена его достигает 5-7 млн рублей) и доставить заказчику вовремя, целым и невредимым. При этом надо постараться минимизировать себестоимость перевозки.

С последним год от года сложнее. Достаточно сказать, что самое дешевое дизельное топливо уже сравнялось по цене с высокооктановым бензином.

Как вам такая арифметика? «Перевезти 20 тонн груза на расстояние 1000 км стоит примерно 35 тысяч рублей. Столько заплатит заказчик. А перевозчику из этой суммы достанется тысяч 20 примерно — за вычетом стоимости топлива (12 тысяч), платных участков дорог, амортизации машины и налогов, — рассказывает Иван. — Стабильный грузоотправитель — многочисленные птицефермы Белгородской области. Их продукция поставляется круглый год во все российские регионы. Конкуренция за такой заказ высока. Если поднять цену на перевозку, сразу найдется тот, кто предложит меньшую. Так что разговоры о том, что продукция в магазинах дорожает из-за транспортных расходов, — лукавство. За последние несколько лет стоимость перевозки выросла лишь процентов на пять, не более».

Всем водителям по-прежнему памятна история с «Платоном», когда дальнобойщики проводили акции протеста по всей стране. Почему они взялись бастовать? «Мы были против нового налога на большегрузные автомобили, — объясняет мне Иван. — Изначально нам пообещали, что он будет минимальным. Обманули, как водится. Теперь „Платону“ — системе контроля дорожного движения — надо платить по 3 рубля с каждого километра! Все грузовозы снабдили спутниковой аппаратурой, которая считает пробег и автоматически начисляет сумму платежа. Правда, вскоре нашлись умельцы, которые стали заворачивать передатчики в плотную фольгу. Спутник их больше не видит, для него такие фуры в вечном простое... Говорят, собранные „Платоном“ деньги идут не только в карманы его хозяев, но и на ремонт дорог. Ну что ж, дело благое. Но ведь дальнобойщики и так платят транспортный налог, зачем же вторую шкурку сдирать?»

У меня нет ответа, Иван.

За параметрами поездки следит специальный аппарат, установленный на борту фуры, — что-то вроде «черного ящика» на воздушных лайнерах. Учитывается скорость, дальность пути и рабочее время. Через каждые 4,5 часа положено делать перерыв на час. Патруль ДПС вправе остановить и данные проверить. На деле рабочее время определяют только личные ощущения. Устал — отдохни. Рисковать не принято. Дальнобойщики — ответственные люди.

Хотя в последнее время появились и в этой среде временщики, бывшие таксисты и просто любители, получившие права категории Е. «Наездники», как их называют профессионалы, кошмарят водителей легковушек в основном на трассе Москва — Петербург. Подрезать могут, рискованный обгон совершить и никогда не помогут в сложной ситуации. Легендарное «дальнобойное братство» их не касается. Хотя взаимопомощь на дороге — закинуть пробитое колесо в кузов (а это 75 кг веса), инструментами поделиться, предупредить, что впереди пост ДПС, — норма жизни для нормального водителя большегруза.

Поборы на дорогах, грабежи и прочие ужасы? По словам моего собеседника, все это осталось в прошлом. За редкими исключениями. Говорят, в Мурманской области до сих пор орудуют какие-то легендарные бандиты, которые якобы «крышуют» трассу. Они взимают за проезд 1,5 тысячи рублей, а взамен выдают наклейку на лобовое стекло. И дальнобойщики им платят эту дань — «возникать» себе дороже встанет. Тем более ездить зачастую приходится поодиночке.

Да, сейчас даже на дальние расстояния редко кто берет напарника — невыгодно это. Доходы и так сильно зависят от сезона. Частный предприниматель, если он ездит интенсивно, в летние месяцы может зарабатывать по 250-300 тысяч рублей. Зимой меньше сельскохозяйственных заказов вроде перевозки комбайнов и другой техники. Так что доходы падают в разы.

Особым вниманием сотрудников ДПС пользуются международные перевозки. Украинские фуры досматриваются с таким пристрастием, что грузоотправителям стало проще перенести склады, а иногда и производство на российскую территорию. Буквально за последний год в пограничном с Украиной городе Шебекино обосновались производители мебели, дверных замков, игрушек, искусственных новогодних елок и прочей мануфактуры. При этом украинские водители никогда «дальнобойное братство» не покидали и остаются своими ребятами на российских дорогах. Случись что — всегда протянут руку помощи...

А как все же насчет романтики дорог вообще и профессии в частности? Мой собеседник смеется. Говорит, было что-то такое в молодости — волнение, интерес увидеть новые места, кайф от дороги. Теперь это всего лишь рабочее место. Интересы другие: надо семью обеспечивать, жене внимание уделить, с сыном пообщаться (Степану 11 лет, помимо учебы он увлекается авиацией), дом, наконец, достроить в Масловой Пристани. И обеспечить задел на будущее, на осеннюю пору жизни. К 55 годам хорошо бы заиметь собственный автосервис. Колесить по дорогам интересно по молодости, когда азарта и здоровья через край, а потом колесить тяжело.

P.S. Ну что же, все у него расписано как в пословице: вырастить сына, посадить дерево, построить дом. Вот такой основательный человек Иван Фещук. Впрочем, романтики это не исключает. На его странице в соцсетях — фотографии дорог и авиалайнеров. Он не пропускает ни одно авиа-шоу, а в кабине фуры вместе с ним в рейсы отправляется маленький самолет, подаренный сыном...

В городе Киренске Иркутской области на этой неделе открыт памятник выдающемуся хирургу, академику Федору Углову

Ольга Лернер
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Он родился в здешних краях 120 лет назад и теперь возвышается на постаменте рядом со зданием поликлиники. Тут же расположена и мемориальная плита, на которой запечатлены «12 жизненных принципов»...

По данным Mash, причиной стало огромное количество дел в отношении уклонистов

Алла Бандура стала популярной фигурой в интернете в 2017 году

На Украине уволилась судья Алла Бандура, которая в свое время получила широкую известность в социальных сетях благодаря экзотической внешности. Как сообщает Mash, Бандура покинула должность судьи Ровенского района Украины, которую занимала...

Ее истолковали так, будто чиновник связал смерть бойца с благоустройством города

Фото: Bernd Wastneck, globallookpress.com

Мэр города Моршанска Тамбовской области Алексей Банников объявил о своем решении покинуть занимаемую должность после речи, произнесенной им на церемонии, посвященной посмертному награждению бойца специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает...

Свой 85-й день рождения отмечает журналист-международник, писатель Альберт Балебанов

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей, почти сорок лет отдавший ведущему информационному агентству страны – ТАСС - Альберт Балебанов. Фото Андрея Никеричева

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей Альберт Балебанов, почти сорок лет отдавший главному информационному агентству страны — ТАСС, отмечает свой 85-й день рождения. Однажды в штаб-квартире...

Он останется на посту председателя Следственного комитета России до 27 августа 2025 года

Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин продлил до 27 августа 2025 года срок федеральной государственной службы председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину. Соответствующее распоряжение главы государства в понедельник, 28...

По данным СМИ, этот пост займет руководитель Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил о том, что покидает занимаемую должность. Об этом он сообщил в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале. «Сейчас наш президент доверил мне новый фронт работы на федеральном уровне»,...

Он стал первым заместителем начальника Главного военно-медицинского управления ведомства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший руководитель Коми Владимир Уйба получил назначение в Министерство обороны России. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы главы республики. Собеседник информационного агентства рассказал, что Уйбу назначили...

Люди 00:01 / 15 Ноября 2024 2348
Операция «Децимация»

Правительство вознамерилось сократить 10% мест в территориальных органах федеральной власти

Александр Киденис
Труд
В пересчете на душу населения в России чиновников больше, чем в СССР. Фото: White House, globallookpress.com

Сейчас в федеральных территориальных органах власти работают около 400 тысяч госслужащих, и правительство уверено, что безболезненно можно сократить каждого десятого — мол, дело от этого не пострадает. Ответа на вопрос,...

Разговор с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым

Валерий Симонов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Даже у самых неистовых репортеров едва ли получится посмотреть на Владимира Соловьева сверху вниз. Во-первых, для этого нужен рост под два метра: Соловьев — мужчина крупный. А во-вторых, такой послужной список,...

Миллиардер возглавит новый департамент по достижению государственной эффективности

Фото: Jen Golbeck/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Американские бизнесмены Илон Маск и Вивек Рамасвами возглавят в администрации победителя выборов президента США Дональда Трампа новый департамент по достижению государственной эффективности (DOGE). Как сообщает РИА Новости, об этом говорится...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?