Главной задачей бюджетной политики названа "макроэкономическая сбалансированность". Основной финансовый закон должен обеспечить гарантированное исполнение государственных обязательств, способствовать снижению инфляции, а также сокращению расходов на обслуживание внешнего долга.
Президент напомнил, что в 2004 - 2005 годах завершается налоговая реформа. В итоге должна "состояться" фискальная система, которая всех устроит - то есть "обеспечит потребности государства" и в то же время будет "не обременительной для субъектов экономики". Глава государства считает, что это возможно, если бизнес выйдет из "тени" и осознает свои социальные обязательства. Чтобы процесс осознания шел быстрее, налоговое законодательство "не должно допускать двойного толкования", то есть не позволять под видом оптимизации расходов уводить деньги в офшоры. (Судя по всему, из "дела ЮКОСа" сделаны выводы.)
Власть, в свою очередь, обещает облегчить фискальное бремя для бизнеса. Речь прежде всего идет о Едином социальном налоге (ЕСН), который с 2005 года снижается сразу с 35,6 до 26 процентов. Налоговые преференции ждут также тех, кто пробился с товаром на внешний рынок или вкладывает деньги в развитие производства внутри страны. В послании сказано, что будет решен вопрос своевременного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам и тем, кто потратился на капитальные вложения. Рассматривается также возможность снижения НДС с 2006 года до 16 процентов с одновременной отменой льготной 10-процентной ставки налога на ряд социально значимых товаров.
Власть рассчитывает, что предпринятые шаги дадут толчок росту валового внутреннего продукта (ВВП) и помогут вывести из "тени" значительную часть экономики, в том числе "конвертные зарплаты". Но снижение фискальной нагрузки не сразу дает эффект, и с финансированием текущих расходов возникают определенные сложности. Например, Пенсионный фонд уже подсчитал, что в 2005 году из-за снижения ЕСН в его бюджете будет дыра в 171 миллиард рублей. Потребуют затрат реформа здравоохранения - на защиту малоимущих, жилищная реформа - для запуска механизма ипотечного кредитования, в том числе для обеспечения жильем военнослужащих.
Решать проблему власть намерена двумя известными способами: сокращать расходы и искать резервы. В частности, в 2005 году будут сокращены целевые государственные программы, не обеспеченные финансированием. В качестве главного источника поступлений традиционно рассматривается экспорт нефти. Как по этому поводу сказано в послании, "остается актуальной проблема экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний".
На крайние случаи имеется стабилизационный фонд. В своем послании президент поддержал идею Минфина об использовании части этих средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда. По прогнозам, через полгода в стабилизационном фонде будет 500 миллиардов рублей, а все, что удастся накопить сверх того, по закону разрешается тратить.
Правда, это предложение Минфина уже вызвало критику. Советник президента по вопросам экономики Андрей Илларионов и глава ЦБ Сергей Игнатьев высказали опасение, что деньги стабилизационного фонда могут привести к росту инфляции, а эксперты Организации экономического сотрудничества и развития предложили увеличить пороговую величину фонда, при которой средства могут тратиться. Но голос составителей либеральных рецептов, больше всего озабоченных борьбой с инфляцией, на этот раз не был услышан...
Ясно одно: деньги должны работать на экономику, а не лежать в сундуке.