Нет повести печальнее на свете... Болгарская корова по кличке Пенка за пару недель обрела славу, которой позавидуют многие европолитики. Приключения Пенки описаны в самых тиражных газетах Европы. Судьба коровы так встревожила юристов и борцов за права человека, что жаркие дискуссии не стихают до сей поры. Это действительно вопрос жизни и смерти: казнить корову или помиловать?
Пенка жила себе неподалеку от сербской границы и неоднократно ее пересекала, не обращая внимания на пограничные столбы. Пока сербские таможенники ее не задержали. И тут выяснилось, что Пенка на сносях. Местные ветеринары осмотрели ее, выдали заключение: корова здорова. А тут и хозяин коровы объявился — болгарский фермер Иван Харалампиев из села Копиловцы. «Пенку испугали волки, — объяснил он. — Я искал ее две недели. Корова прошла через КПП, и где были все эти полицейские, пограничники, таможенники?»
Иван собрался забрать блудную Пенку, но не тут-то было! Болгарские ветеринарные чиновники решили... умертвить корову, поскольку беглянка пришла из Сербии в Болгарию «без необходимых по правилам ЕС документов». И напрасно хозяин показывал им справку от сербских коллег — болгарские ветеринары стоят на своем: документы должны быть заполнены по форме, соответствующей правилам Евросоюза.
Судьба коровы имела международный резонанс. «Сегодня Пенка — завтра мы!» — воскликнули правозащитники. Евродепутат из английского Норфолка Джон Флек в письмах к руководству ЕС и болгарскому правительству требует спасти корову, ибо «прагматизм должен взять верх над бюрократией». Вслед за воззванием парламентария на сайте change.org появилась петиция журналистов Daily Telegraph с требованием не дать Пенке умереть. Обращение подписали уже 10 тысяч человек. На днях голос в защиту подал легендарный сэр Пол Маккартни, требующий свободы для коровы...
Всей душой сочувствуя Пенке, все же думаю, что главный герой в этой истории не она, а бюрократ во всей своей красе и силе. Корова столкнулась с бюрократией европейской, но, спрашивается, разве сильно отличается она от нашей, российской бюрократии? Вот вам история (одна из сотен, которые без труда можно найти в интернете), связанная с попыткой пересечь границу уже не коровой, а российским гражданином М., живущим и работающим в одной из европейских стран.
«Перед поездкой в Россию истек срок действия очередного загранпаспорта. Поехал в российское консульство. Там дали анкеты для заполнения. Заполнил, отдал в окошечко. Оказалось, нужно указать полные названия и адреса всех учреждений, где я работал за последние 10 лет. Пришлось разворачиваться и ехать домой. Приехал снова через две недели, выяснив точные даты приемов на работу и увольнений, сверившись с записями в трудовой книжке и трудовыми контрактами, найдя точные адреса моих прежних мест работы. Как бы не так! Адреса и названия здешних фирм, где я успел поработать, надо писать по-русски. То есть разворачивайся и езжай исправлять. Я в ужасе! Если вам действительно нужны адреса и названия зарубежных фирм, то они должны быть написаны на языке этой страны. И вообще, кому какое дело до 10 последних лет моей работы? Закончился срок действия паспорта — дайте другой. Что за идиотские инструкции? Для чего? Ну не дебилизм ли?!»
Конечно, дебилизм. И это всем понятно, кроме самих облеченных полномочиями чиновников. «Бюрократия есть искусство делать возможное невозможным» — эта мысль принадлежит мастеру афоризмов Хавьеру Паскуалю Сальседо. «Бюрократизм — государственная форма издевательства», — добавляет мастер точных формулировок писатель Георгий Ковальчук.
...Не знаю, чем завершились мытарства гражданина М., а вот история про корову Пенку все еще тянется. Чиновники Болгарского агентства по безопасности пищевых продуктов приняли решение корову умертвить, объясняя необходимость эвтаназии европейским законодательством. Тем временем Пенку вернули-таки в родное село Копиловцы, и анализы вновь показали, что корова в полном здравии и ждет потомство. Что-то мне подсказывает, что нарушительницу границы оставят в живых. Живи, Пенка! Хотя бы как символ успешного противостояния беспощадному бюрократизму.
P.S. Так оно и вышло: в последний момент Болгарское агентство по безопасности пищевых продуктов объявило корове «амнистию».