- Приватизация жилья не может продолжаться бесконечно. В стране "работают" рыночные отношения. Те, кто имеет возможность, покупают жилье. Остальные встают в очередь и получают со временем его бесплатно, по договору социального найма. А затем по существующему положению могут его тут же приватизировать и продать. Если ты нуждающийся человек, получаешь жилье бесплатно - живи в нем на здоровье, прописывай детей, но зачем же совершать с ним сделку? Такая система, кроме всего прочего, не стимулирует строительство социального жилья. Зачем строить, если оно тут же уплывает в частный фонд и площади социального жилья все равно не увеличиваются? Поэтому вопрос о том, что приватизацию нужно рано или поздно останавливать, - назрел. Другой вопрос, как это грамотно сделать, чтобы не ущемить права людей...
- Насколько известно, правительство России предлагает такой, достаточно жесткий вариант: объявить конкретную дату, после которой приватизировать квартиру уже будет нельзя. Называются даже 1 января 2004 года. Кто не успел - тот опоздал...
- Проект Жилищного кодекса и сопутствующих ему документов еще только рассматривается. Скажу лишь, что Москва против такого жесткого варианта. Действительно, как быть людям, которые десятки лет живут в своей квартире, имеют законное право ее приватизировать, но по каким-то объективным причинам не смогли пока воспользоваться им? Получается, их права могут оказаться ущемленными. То же и с очередниками. Одни получили квартиру буквально неделей раньше и успели приватизировать жилье до наступления "времени "Ч", другие - нет. Поэтому Москва предлагает "мягкий" вариант. Все, кто сейчас имеет жилье и даже только стоит в очереди на него, смогут приватизировать квартиру и после принятия закона, хоть через десять лет. Право на приватизацию теряют лишь те, кто встанет в очередь на социальное жилье после вступления закона в силу. По-моему, это справедливо: человек заявляет, что он беден и не может обеспечить себя жильем, просит помощи у государства и при получении, и при оплате жилья. Оно эту помощь предоставляет, но с условием: живи в этой квартире, только никому ее не продавай.
- Предположим, будет принят не московский, а правительственный вариант. Значит, осталось не так много времени, чтобы определиться - приватизировать или нет. А таких не определившихся - более 40 процентов только среди москвичей. Что им посоветуете?
- Каждый должен решать сам. Есть ситуации, когда выгодно быть собственником. Например, если вы хотите завещать квартиру или совершить с ней какую-то сделку. В других случаях собственником быть не выгодно. К примеру, в квартире живет инвалид. Приватизируя ее, он теряет льготу по оплате за содержание жилищного фонда. Одиноким, социально незащищенным людям приватизировать жилье нынче зачастую просто опасно - они попадают в сферу интересов криминального квартирного бизнеса. К ним приходят какие-то люди "из жэка", просят пенсионера подписать какие-то бумаги, предлагают какие-то "выгоды". А вскоре выясняется, что он свою квартиру продал...
Нужно иметь в виду еще один момент. Сегодня платежи равны и для нанимателя, и для собственника. Но действует Гражданский кодекс - согласно ему собственник должен нести полное бремя по содержанию жилья. И это неизбежно произойдет. Кроме того, хозяева приватизированной квартиры могут обоснованно опасаться повышения налога на имущество. Во всех цивилизованных странах эти ставки существенно выше, чем пока в России...
- После таких прогнозов многие могут отказаться от приватизации...
- Сложность в том, что, приватизируя жилье сегодня, люди не знают точно, во что это им обойдется завтра. Поэтому Мосгордума вышла с такой законодательной инициативой: у человека должно быть право как на приватизацию, так и на деприватизацию жилья. Сегодня деприватизировать его можно только через суд и только, если докажешь, что не ведал, что творил, когда приватизировал. Это сложно, суды часто отказывают. Согласно нашему законопроекту любой человек, побыв в шкуре собственника, может деприватизировать свою квартиру и заключить по-старому договор социального найма. Таким образом, ему восстанавливаются все льготы по оплате, а квартира будет числиться в жилищном фонде социального использования. Естественно, что деприватизировать жилье вы можете только в том случае, если с ним не было проведено никаких сделок.
- Какая судьба может ожидать реформу ЖКХ, если приватизация жилья будет остановлена? Ведь надежды на ее продвижение связаны именно с внедрением рыночных механизмов, созданием товариществ собственников жилья, которые заберут у ДЭЗов права на управление своим домом. А такие товарищества возникают лишь в тех домах, где квартиры приватизированы...
- Действительно, сегодня товарищества прижились в домах, где живут обеспеченные собственники. Но на самом деле объединения собственников в жилищной сфере вполне можно создавать и при разных формах собственности. Важно все же не это, а общность интересов, желание взять на себя ответственность за свой дом, желание самим собирать деньги на его обслуживание и контролировать, как они тратятся. А вот этого пока нет даже в кооперативных домах. Жильцы никак не могут между собой договориться. Многие считают, что выгоднее продолжать делегировать свои права ДЭЗу, который будет сам за них думать. К тому же ДЭЗы получают бюджетную копеечку и плохо ли, хорошо ли - тратят ее на обслуживание домов. Отказаться от ДЭЗа - значит отказаться и от этой "копеечки", перейти на полную оплату за жилье. Как показал эксперимент с добровольным переходом на стопроцентную оплату жилья, к этому пока морально не готовы даже достаточно обеспеченные москвичи. Об этом "Труд" писал...
- Тем не менее, судя по всему, переход на полную оплату за жилищно-коммунальные услуги для всего населения - перспектива уже не столь уж отдаленная...
- С одной стороны, те деньги, которые сегодня доплачивает бюджет, было бы разумнее направлять не в ДЭЗы, а на счета малообеспеченных граждан. То есть каждый жилец оплачивает услуги полностью, но если при этом квартплата съедает более 13 процентов семейного бюджета - обращается в отдел субсидий, который компенсирует расходы жильца, превысившие эти 13 процентов.
Но с другой стороны, нужно хорошо посчитать: а сколько человек обратится в отдел субсидий за помощью из бюджета? Система полной оплаты эффективна, когда за компенсацией приходят 15-20 процентов населения. Предел - 25-30 процентов. Если больше, то получается, что перечислять деньги в ДЭЗ, как делается сейчас, все-таки эффективнее. При переходе же на полную оплату в некоторых регионах России субсидий потребуют до 90 процентов населения! То есть зачастую переход невозможен, пока серьезно и радикально не изменится экономическая ситуация и уровень благосостояния людей. Исключение составляет, пожалуй, лишь Москва и еще три-четыре региона.
- Значит, москвичам все-таки придется раскошелиться?
- И в Москве спешить с этим никто не станет. Судите сами. По нескольку раз в год изменяются некоторые тарифы, не говоря уже о том, что скачут зарплаты людей, растут пенсии. И каждый раз в отделах субсидий приходится делать новый перерасчет. Переход к полной оплате жилья увеличит поток получателей компенсаций как минимум вдвое. Готовы ли мы к этому? Нет. Прежде, чем переходить к полной оплате, необходимо автоматизировать процесс получения субсидий, чтобы людям не приходилось при каждом изменении выстаивать в очередях, а сотрудникам отделов - производить вычисления на калькуляторах. Сейчас начнут создаваться единые расчетные центры. Есть положительный пример Зеленограда, где они уже работают. Один раз "записавшись" в базу данных, больше не нужно будет обивать пороги. К примеру, у человека выросла пенсия или произошли изменения в ставках квартплаты - вся информация автоматически попадает в систему и делается автоматический перерасчет: сколько государство ему должно вернуть. Платежка просто пересылается по почте, человек идет в сберкассу и получает свою компенсацию. Вот когда такие центры начнут работать повсеместно, и можно будет всерьез обсуждать тему перехода на полную оплату для всего населения.
- Неприятный вопрос, который трудно обойти. С начала года в Москве была в два с половиной раза увеличена одна из составляющих квартплаты - обязательная ставка за содержание и ремонт жилищного фонда. Многие москвичи считают, что сделано это незаконно...
- Повышение платы по этой статье назрело. Но те, кто готовил документы, совершили несколько грубых просчетов. Во-первых, любой правовой акт городской администрации может вступить в силу лишь через 10 дней после первого официального опубликования в СМИ. В данном же случае люди сначала получили платежки с новыми цифрами и лишь потом прочитали об этом в газете. Кроме того, размер этих платежей должен быть согласован с Мосгордумой. Но этого не было сделано, поскольку в момент, когда вышло постановление правительства Москвы (18 декабря), Дума находилась в политическом межсезонье - ведь только 16-го прошли выборы в столичный парламент. Эти процедурные ошибки и позволяют москвичам добиваться через суд отмены повышения ставки за содержание и ремонт жилищного фонда. Если постановление будет отменено, то излишне уплаченные жителями Москвы деньги придется учесть в будущих платежах.