Фото: globallookpress.com

С приходом моды на здоровый образ жизни крепнет интерес к так называемым органическим продуктам (био, natural, эко, фитнес...). Продвинутая публика на ходу жует батончики мюсли, запивая их минеральной водой без газа. Но все ли честно в множащихся сейчас торговых сетях, позиционирующих себя как «зеленые»?

А с чем, собственно, едят все эти новомодные био и эко? На сей счет существуют вполне конкретные нормы. Так, в ЕС органической признается продукция, в составе которой содержится не менее 95% сырья, выращенного без применения химии. А что значит «без применения химии»? В первую очередь должна быть чистой земля, на которой выращен урожай или пасется скот. Такому производителю выдается специальный сертификат, свидетельствующий, что в его хозяйстве не обнаружено вредных веществ и прошло как минимум три года с момента последнего использования агрохимии и ГМО.

К вредным веществам относятся нитраты и пестициды, ГМ-удобрения и ГМ-корма, антибиотики, гормоны роста. Не допускается ультразвуковая обработка сырья. Упаковка должна быть экологичной, животные — выпасаться естественным образом, а не ютиться в тесных стойлах и клетках, как это происходит на птицефабриках и промышленных фермах.

Ученые университета из Ньюкасла подсчитали, что органические культуры содержат до 60% больше антиоксидантов, чем неорганические. Продукция, выращенная натуральным способом, содержит больше витаминов, минералов, питательных веществ — очевидный плюс и организму, и окружающей среде. Такие продукты — спасительное средство для больных, они рекомендованы детям, беременным и кормящим матерям, людям с высокой физической нагрузкой и жителям экологически неблагоприятных районов. То есть практически всем жителям планеты Земля. Но разве на всех напасешься?

Четыре главных принципа, декларированные Международной федерацией движения за органическое сельское хозяйство (IFOAM), — это здоровье, экология, справедливость и забота. Звучит красиво, но довольно расплывчато. А есть еще жестокая правда жизни. Надо понимать: экологичный товар не может быть дешевым. Для его производства требуется больше ресурсов, объем продукции здесь в разы меньше, а срок годности — куда короче, ведь консерванты не допускаются. Особые условия логистики, дополнительная сертификация — все это также увеличивает конечную стоимость.

Наши власти уверяют, что Россия может стать глобальным поставщиком чистых продуктов для других стран. Может, так оно и есть, но пока до достижения этой цели далеко. Добросовестные, современно мыслящие производители есть и у нас, но шанс нарваться на обманку, особенно в неспециализированных сетях, неизмеримо выше. У нас все еще не вступили в силу законы об органическом производстве и понятия «экологический продукт» юридически просто не существует. Поэтому, с одной стороны, производитель не имеет права так называть свой товар, а с другой — на этикетке могут нарисовать все что угодно.

Например, на видном месте может стоять знак «био», и в таком кефире, вполне вероятно, действительно присутствуют полезные лактобактерии, но это совершенно не означает, что коровы, давшие молоко, вольно паслись на лугах и не напичканы антибиотиками. Пока только пометки «без пестицидов» и «без консервантов» имеют под собой правовой статус и подлежат проверкам. Лишь с 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регламентирующий производство, хранение, транспортировку, маркировку и реализацию такой продукции.

Закон, в теории, открывает пути выхода из застоя в сельском хозяйстве, дает привилегии «зеленому» производству, определяет механизмы государственной поддержки передовых технологий. Но до него еще надо дожить. И чем все обернется на практике, пока загадывать трудно.

А пока несколько практических советов, как выбирать органические продукты. Необходимо вникать в маркировки на товаре. Есть несколько популярных знаков: европейские — со звездочками и надписью organic farming и Eurolist, американские — USDA Organic, а также международный — Organic IFOAM. Есть и множество локальных для каждой страны символов, хотя в большинстве случаев это лишь способ поднять цену, тем не менее нужно в них разбираться, чтобы не брать то, что очевидно не стоит запрашиваемых денег.

Предпочитайте специализированные магазины биотоваров, благо их сейчас все больше. Обозначенные сроки годности не должны быть слишком большими — обычно органические продукты питания хранятся не больше недели.

Если в Европе торговая наценка может ограничиваться 20-40%, то у нас она вырастает порой до 600%. Так может быть, стоит потратить чуть больше времени на поиски адекватной местной замены? Кстати, и окружающей среде поможете, ведь дальняя транспортировка тоже создает на нее нагрузку.

Ну и не забывайте о самом надежном источнике качественного продукта — собственной даче. Лучше, чем вы сами, о вас никто не позаботится. Важно только, чтобы поблизости не было вредных производственных выбросов. А так — тяпку в руки, и вперед, к чистой еде!