Не самый великий праздник 8 Марта неожиданно собрал на подмосковной даче нескольких моих одноклассников, бывших уфимцев. Сто лет не виделись, но вместо того чтобы хлопать друг друга по плечам и уверять, что мы ничуть не изменились, вдруг не на шутку заспорили. Телевизор помог: башкирский канал БСТ передавал повтор трансляции грандиозного концерта из Москвы в честь 100-летия образования республики.
Картина благообразная: на сцене Светлановского зала Дома музыки — врио главы республики Радий Хабиров и прославленные уфимцы. Один появившийся там на свет маэстро Спиваков чего стоит! Звучат имена Рудольфа Нуреева, Юрия Шевчука, Земфиры, братьев Абдразаковых... Лучшие басы мира улыбаются со сцены и готовы сразить наповал с первым взмахом дирижерской палочки.
— Потрясающий концерт, — рассказывает нам очевидец, бывший на празднике. — А уж банкет!..
Фразу счастливчику закончить не дали — загалдели непразднично:
— Да лучше бы деньги пустили на Сибай, там 62 тысячи человек с середины ноября задыхаются из-за тлеющей в карьере руды. Парами серной кислоты люди дышат! Месяц назад сибайцы обращение к Путину записали, а толку? Мэр Сибая назвал активистов козлами и экскрементами. И ничего, сидит ровно на заднице. У нас же власть теперь оскорблять нельзя. А ей оскорблять людей можно.
— А при чем здесь концерт и банкет? Вы что, на эти деньги карьер хотите засыпать глубиной в полкилометра?
— На эти деньги можно хотя бы отселить тех, что впритык к карьеру живут. А фуршет в такой момент должен бы встать землякам поперек горла...
Такой вот бестолковый разговор вышел, и безмятежное настроение уже не вернулось.
Но вернемся к Сибаю, который стучит в моем сердце. Мэр, обозвавший горожан экскрементами, против того, чтобы о ситуации вокруг Сибая говорили те, кто там не живет. Такие, по его мнению, только «подогревают» и «раскачивают». Так ведь большинство из нас и в Донбассе не живут, и в Сирии. Но мы же переживаем и за жителей Донбасса, и за беженцев из страны «Тысячи и одной ночи», поскольку их родина ныне в руинах. А тут свои люди горе мыкают!
В предыдущей публикации о Сибае («Труд» от 15 февраля с. г.) мы говорили о том, что против форбсовых миллиардеров, владельцев злосчастного Сибайского рудника, есть только один прием: коллективные иски в суды. Хотя специфичность наших судов общеизвестна, но нет другого пути. Однако проблема даже не в том, что суды не будут с распростертыми объятиями принимать эти иски. Выиграть тяжбы невозможно без доказательной базы. И тут первый вопрос: ущерб здоровью граждан зафиксирован? Нет. Поскольку нет диагнозов, прямо связанных с ухудшением здоровья от вредных выбросов. Ну не было у сибайских медиков команды ставить народу иные диагнозы, кроме ОРВИ (острой респираторной инфекции) — ни им удушья, ни стенозов, ни отека легких, ни «странной» пневмонии. А раз так — не было от рудника и ущерба здоровью людей.
Поэтому на встрече с жителями Сибая генеральный директор УГМК Андрей Козицын со спокойным цинизмом сказал: я вам не спонсор, ребята. Докажите в суде, что карьер с тлеющей рудой нанес ущерб вашему здоровью. Уж он-то отлично знает результаты замеров передвижных лабораторий: превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) отравляющих веществ «всего-то» в 25 раз, и для него это цифра совсем не страшная. Почему? Объясняет политолог Азамат Галин: «Когда заговорили об объявлении ЧС в Сибае, я стал изучать, как в стране обстоят дела с экологическими проблемами. Оказалось, в федеральный приказ №?324 были внесены изменения. Теперь для того, чтобы объявить какую-либо территорию России зоной экологического бедствия, превышение отравляющих химических веществ там должно составлять 50 ПДК восемь часов подряд. А прежде этот порог был значительно ниже — «всего» 18-30 ПДК более четырех часов. Мало того, если раньше полномочия по введению ЧС находились в руках региональных властей, то теперь они переданы на федеральный уровень. Региональные власти абсолютно ничего не имеют права делать, хоть вы все задохнитесь. Они и рады отойти в сторонку».
Но тогда по логике превышение ПДК в какие-то 25 раз — это головная боль исключительно местной власти. И она может «лечить» ее по-разному. Может сообща с народом искать выход. А может перед самой встречей врио главы республики Хабирова и гендиректора УГМК Козицына с этим самым народом просто скрутить активиста Муртазина, инициатора записи обращения к Путину, и увезти его в неизвестном направлении. И, представьте, в набитом людьми зале не нашлось никого, кто бы за этого активиста заступился, не спросил «господ хороших», а где, мол, наш Муртазин, который вам так не нравится? Такая покорность — тоже примета времени.
Итак, для получения возмещения ущерба от УГМК миновать суды не удастся. Но поскольку, по признанию замминистра здравоохранения республики, в Сибае за все это время не было диагностировано ни одного отравления, Азамат Галин советует использовать официальные публикации лабораторных данных и постфактум провести независимую медицинскую экспертизу. Научным способом определить, какое негативное воздействие на организм человека могло быть оказано. Первое, что должны получить сибайцы, — протоколы измерений именно этой зоны. Собрать их и обратиться, лучше группой, в научное медицинское учреждение — пусть дадут заключение, как это негативно отразилось на здоровье.
Сценарий, признаем, так себе: вряд ли медики, которых содержит государство, пойдут поперек батьки. А «частников», которые не убоятся потерять гослицензию, тоже еще поискать. Но что-то делать надо! Вдумайтесь в «секретную» цифру, озвученную Галиным. Вы представляете, что вершится в тиши кабинетов за нашими спинами? Ведь 50 ПДК — это не только про Сибай. Это про всю Россию. Сегодня это в Сибае, завтра — в Татарии или Челябинской области: такого «вредного добра» везде хватает.
Вот главный защитник Подмосковья, председатель правления ВООПИиК МО Евгений Соседов на днях написал: «Правительство Московской области согласовало сброс 33 тысяч тонн канализационных стоков ежедневно в приток Москвы-реки выше Западной и Рублевской станций водоподготовки, питающих питьевой водой 60% жителей столицы. Вопреки всем мыслимым законодательным запретам, которые губернатора Воробьева мало волнуют. Сливать канализацию в главный питьевой источник Москвы необходимо, чтобы построить ЖК «Ильинские луга» ГК «ПИК» на 60 тысяч человек и другие жилые комплексы в заповедной зоне рядом с усадьбой Архангельское. Этот проект делает санитарную катастрофу неизбежной. Конечно, непосредственно дерьмо у вас из крана не потечет — его отфильтруют, а саму воду протравят реагентами. Но когда будете наливать ее в чайник, знайте: прежде она вытекла прямиком из унитазов в ЖК «Ильинские луга». Ну и никто не отменял технических сбоев в работе очистных сооружений или направленную диверсию: в таком случае вы останетесь без воды в принципе, ведь у Москвы нет альтернативных источников водоснабжения, кроме поверхностных».
И что?! Будем все это пить, всем этим дышать и славить власть? А то вдруг оскорбится да оштрафует на полную катушку. Или увезет в неизвестном направлении.