Главная Наука и технологии 00:09 15 Марта 2019 10464
В ГИБДД предложили «надуть» автобусы

Ведомство предложило оснастить этот вид общественного транспорта подушками безопасности

Максим Башкеев
Непонятно, о каких автобусах идет речь. Если в ГИБДД имели в виду вообще все автобусы, включая городские, то есть ряд вопросов. Фото: globallookpress.com

ГИБДД на этой неделе поразила россиян потрясающей новостью: в ведомстве рассчитывают к 2020 году усилить каркасы безопасности пассажирских автобусов, крепления сидений и оснастить этот транспорт подушками безопасности. По мысли авторов инициативы, подобные изменения должны снизить риск смертности и травматизма пассажиров во время аварий.

Подробности проекта, который уже успел поддержать Росстандарт, пока не раскрываются, поэтому нам остается теряться в догадках: как именно предполагается реализовать дерзкую идею и как при этом планируется обойти законы физики?

Вопрос безопасности пассажирских перевозок в нашей стране действительно стоит очень остро. Недели не проходит без сообщения об очередном страшном ДТП с участием автобуса. Только за один день 11 марта в России было зафиксировано больше десятка аварий с участием пассажирских автобусов. Вот лишь некоторые из них: «В Мытищах столкнулись автобус и «КамАЗ» — пятеро детей пострадали», «В Шимском районе Нижегородской области перевернулся автобус — пострадали два человека», «В Санкт-Петербурге столкнулись рейсовый автобус и маршрутка — и опять в результате ДТП пострадали люди, в том числе дети», «В Волгограде в столкновении автобуса с иномаркой и тягачом погибли двое, еще несколько человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести...»

При желании этот список можно было бы продолжать и продолжать, но и без того очевидно, что безопасность пассажирских перевозок в стране далеко не на самом высоком уровне. Проблема назрела давно и ее необходимо решать. Но все ли средства для этого хороши? Как предполагают многие эксперты, нынешнее предложение ГИБДД усилить конструкцию автобусов, крепления сидений и оборудовать пассажирский транспорт подушками безопасности как минимум неоднозначно.

Непонятно, о каких автобусах идет речь. Если о междугородних и международных, то тут все неплохо. Усиленная конструкция и подушки безопасности станут логичным продолжением ранее введенной обязанности оборудовать весь этот транспорт ремнями безопасности. Но если в ГИБДД имели в виду вообще все автобусы, в том числе и городские, то здесь есть целый ряд вопросов.

Во-первых, число мест для сидения в общественном транспорте, как правило, гораздо меньше мест для стояния. И если за положение сидящего человека в автобусе еще можно хоть как-то ручаться, то что делать с десятками тех, кто располагается по салону автобуса как попало, особенно в час пик? Что и где надувать для защиты этих пассажиров при ДТП? Кроме шторок на окнах, ничего более или менее адекватного в голову не идет, но и этот вариант может принести больше вреда, чем пользы, если только одномоментно не перестанут прислоняться к окнам. Очевидно, что для городского автобуса куда важнее иметь травмобезопасный салон, выполненный из мягкого пластика и лишенный жестко закрепленных поручней, чем подушки безопасности, но об этом в инициативе ГИБДД не сказано ни слова.

Во-вторых, усиление конструкции автобусов неминуемо скажется на их пассивной безопасности. Кому, как не ГИБДД, знать, что любая деформация корпуса поглощает энергию столкновения, а если сделать конструкцию излишне жесткой, то вся энергия просто передастся в салон, превратив находящихся там пассажиров в фарш.

В-третьих, кто-нибудь уже считал экономику этого предложения? Стоимость самого обычного городского 9-12-метрового автобуса отечественного производства колеблется в диапазоне от 12 до 18 млн рублей. До каких небес она взлетит после того, как автопредприятиям придется пересмотреть конструкцию своей продукции от и до? И какой после всего этого станет стоимость проезда в таком транспорте? Можно, конечно, сказать, что на безопасности не экономят и нечего считать деньги там, где речь идет о жизни и здоровье людей. Вот только почему идти к поставленной цели нужно именно кружным, ухабистым путем? Почему бы не начать с чего-нибудь, пусть и не такого амбициозного и затратного, но едва ли менее эффективного?

Давайте пойдем от простого к сложному: запретим эксплуатацию пассажирских автобусов без ABS и ESP. Глядишь — они и перестанут лишний раз вылетать в заносе на встречку и уходить в кюветы. Потом сделаем обязательными электронные системы помощи водителю: контроль слепых зон, слежение за усталостью водителя и за разметкой. Глядишь — и это принесет свои положительные плоды. А уж когда все очевидные шаги будут сделаны, можно начать и автобусы «надувать». И даже начинать мечтать о креслах-катапультах для пассажиров междугородних рейсов...

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

«Чем меньше личной информации вы рассказываете, тем труднее вас обмануть», - подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Управление «К» Министерства внутренних дел РФ опубликовало список ключевых видов информации, которые гражданам ни под каким предлогом не следует раскрывать о себе. В противном случае они сильно рискуют оказаться жертвами мошенников....

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Есть ли жизнь без интернета? Может, и есть, но совсем не та, к какой мы уже привыкли

Ирина Хмара
Труд
Получается, современная цивилизация - это чудо технологий, но в то же время ненадежный карточный домик. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешние майские праздники запомнились не только торжествами и парадами. Москва и еще ряд российских регионов вернулись в доцифровую эпоху: в целях безопасности был отключен мобильный интернет, и миллионам граждан...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

В двух сибирских городах появится «китайское» метро. Вопрос – почему?

Алекс Зверев
Труд
Китай учился строить метро у СССР. И с тех пор ушел далеко вперед. Фото: Максим Платонов/Business Online, globallookpress.com

В двух сибирских городах-миллионниках строительством метро займется китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Генподрядчиком строительства линий является группа компаний «Моспроект-3», а китайские...

Жизненный успех начали измерять числом подписчиков в социальных сетях – и неважно, откуда те берутся

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В среднем человеку в соцсетях уделяется три секунды времени. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Социальные сети очень скоро могут заменить все, казалось бы, устоявшиеся гражданские институты. Как вам такая перспектива? Люди теперь могут объединяться сами, без политиков. А каждый пользователь имеет шанс выступить в роли лидера...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Как отметили в компании, пока «это концепт, созданный для демонстрации наших возможностей в области электротранспорта»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российский автомобилестроительный концерн «АвтоВАЗ» впервые показал электромобиль Lada e-Aura. Об этом сообщает РИА Новости. «Пока выставочный экземпляр, пытаемся ее до ума довести. Их две машины, сейчас еще собираем три»,...

Речь идет об аутофагии — процессе клеточной переработки

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Созревание томатов регулируется тем же механизмом, который отвечает за продолжительность жизни и здоровье у людей и животных. Это выяснила международная группа исследователей, работа которых опубликована в журнале New Phytologist. Речь идет...

Китайские ученые изобрели переводчик с языка животных

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд

Между прочим, вчера был день рождения у тюбика зубной пасты. Его придумал американский стоматолог Вашингтон Шеффилд, запатентовав свое изобретение 22 мая 1892 года. А вдохновился он примером художников, хранивших краски...

«Здесь нужно абсолютно с пониманием к этому относиться», - призвал представитель Кремля

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Отключения мобильной связи в Москве в дни празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне объясняется соображениями безопасности. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Это не сбои....