Ведомство предложило оснастить этот вид общественного транспорта подушками безопасности
ГИБДД на этой неделе поразила россиян потрясающей новостью: в ведомстве рассчитывают к 2020 году усилить каркасы безопасности пассажирских автобусов, крепления сидений и оснастить этот транспорт подушками безопасности. По мысли авторов инициативы, подобные изменения должны снизить риск смертности и травматизма пассажиров во время аварий.
Подробности проекта, который уже успел поддержать Росстандарт, пока не раскрываются, поэтому нам остается теряться в догадках: как именно предполагается реализовать дерзкую идею и как при этом планируется обойти законы физики?
Вопрос безопасности пассажирских перевозок в нашей стране действительно стоит очень остро. Недели не проходит без сообщения об очередном страшном ДТП с участием автобуса. Только за один день 11 марта в России было зафиксировано больше десятка аварий с участием пассажирских автобусов. Вот лишь некоторые из них: «В Мытищах столкнулись автобус и «КамАЗ» — пятеро детей пострадали», «В Шимском районе Нижегородской области перевернулся автобус — пострадали два человека», «В Санкт-Петербурге столкнулись рейсовый автобус и маршрутка — и опять в результате ДТП пострадали люди, в том числе дети», «В Волгограде в столкновении автобуса с иномаркой и тягачом погибли двое, еще несколько человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести...»
При желании этот список можно было бы продолжать и продолжать, но и без того очевидно, что безопасность пассажирских перевозок в стране далеко не на самом высоком уровне. Проблема назрела давно и ее необходимо решать. Но все ли средства для этого хороши? Как предполагают многие эксперты, нынешнее предложение ГИБДД усилить конструкцию автобусов, крепления сидений и оборудовать пассажирский транспорт подушками безопасности как минимум неоднозначно.
Непонятно, о каких автобусах идет речь. Если о междугородних и международных, то тут все неплохо. Усиленная конструкция и подушки безопасности станут логичным продолжением ранее введенной обязанности оборудовать весь этот транспорт ремнями безопасности. Но если в ГИБДД имели в виду вообще все автобусы, в том числе и городские, то здесь есть целый ряд вопросов.
Во-первых, число мест для сидения в общественном транспорте, как правило, гораздо меньше мест для стояния. И если за положение сидящего человека в автобусе еще можно хоть как-то ручаться, то что делать с десятками тех, кто располагается по салону автобуса как попало, особенно в час пик? Что и где надувать для защиты этих пассажиров при ДТП? Кроме шторок на окнах, ничего более или менее адекватного в голову не идет, но и этот вариант может принести больше вреда, чем пользы, если только одномоментно не перестанут прислоняться к окнам. Очевидно, что для городского автобуса куда важнее иметь травмобезопасный салон, выполненный из мягкого пластика и лишенный жестко закрепленных поручней, чем подушки безопасности, но об этом в инициативе ГИБДД не сказано ни слова.
Во-вторых, усиление конструкции автобусов неминуемо скажется на их пассивной безопасности. Кому, как не ГИБДД, знать, что любая деформация корпуса поглощает энергию столкновения, а если сделать конструкцию излишне жесткой, то вся энергия просто передастся в салон, превратив находящихся там пассажиров в фарш.
В-третьих, кто-нибудь уже считал экономику этого предложения? Стоимость самого обычного городского 9-12-метрового автобуса отечественного производства колеблется в диапазоне от 12 до 18 млн рублей. До каких небес она взлетит после того, как автопредприятиям придется пересмотреть конструкцию своей продукции от и до? И какой после всего этого станет стоимость проезда в таком транспорте? Можно, конечно, сказать, что на безопасности не экономят и нечего считать деньги там, где речь идет о жизни и здоровье людей. Вот только почему идти к поставленной цели нужно именно кружным, ухабистым путем? Почему бы не начать с чего-нибудь, пусть и не такого амбициозного и затратного, но едва ли менее эффективного?
Давайте пойдем от простого к сложному: запретим эксплуатацию пассажирских автобусов без ABS и ESP. Глядишь — они и перестанут лишний раз вылетать в заносе на встречку и уходить в кюветы. Потом сделаем обязательными электронные системы помощи водителю: контроль слепых зон, слежение за усталостью водителя и за разметкой. Глядишь — и это принесет свои положительные плоды. А уж когда все очевидные шаги будут сделаны, можно начать и автобусы «надувать». И даже начинать мечтать о креслах-катапультах для пассажиров междугородних рейсов...