- Юрий Васильевич, говорят, кино вы полюбили в тюрьме? Неужели сидели?
- Сидел. На руках у преступниц. Дело в том, что в детстве моя мама работала начальником швейного производства в местной колонии для девочек. Там иногда показывали кино. Вот мама и брала меня с собой на работу. Окружающая обстановка как-то не влияла на меня - мал еще был. Зато кино завораживало.
- Кино, особенно в детстве, все любят смотреть. Но как вы, житель провинциального городка, умудрились сняться в нескольких художественных фильмах, да к тому же у самых знаменитых режиссеров?
- Все началось с "Андрея Рублева" Тарковского. Часть съемок проходила в Суздале, возле Спасо-Евфимиевского монастыря, в котором и располагалась раньше колония для девочек. Я все дни пропадал на площадке. С интересом наблюдал за самим режиссером, оператором Вадимом Юсовым, актером Николаем Бурляевым, исполнявшим одну из главных ролей. Однажды Тарковский предложил сняться в массовке. Ну как можно было упустить этот счастливый случай?
Вот с этого момента я уже всерьез "заболел" кино. Смотрел все фильмы, стал читать специальную литературу, изучил биографии всех актеров и режиссеров. Как бы попутно окончил факультет иностранных языков, работал экскурсоводом. И с нетерпением ждал приезда в Суздаль очередной съемочной группы.
Однажды, ожидая в сторожке Спасо-Евфимиевского монастыря очередную группу иностранных туристов, услышал стук в окно и голос: "Не дадите ли воды напиться?" Выхожу - стоят двое мужчин. Сразу видно - не местные. И тут в одном из них я узнаю режиссера Владимира Гориккера, которого видел только на фотографии. "А я вас знаю", - сказал я ему и в два счета рассказал всю его биографию, перечислил фильмы, которые он снял, и даже назвал имя и фамилию его жены -певицы Большого театра Галины Олейниченко. Гориккер страшно удивился. И тут я признался ему, что увлекаюсь историей кинематографа.
В свою очередь, режиссер, приехавший в Суздаль выбирать натуру для своего нового фильма, предложил мне почитать сценарий будущей ленты и пообещал роль. Сценарий "Осенних колоколов" мне понравился, а вот в предложение об участии в фильме я не поверил. Но, приехав через месяц в Суздаль уже на съемки, Гориккер твердо сказал: "Будешь играть боярина". И я действительно снимался и здесь, в Суздале, и в Москве вместе с известной впоследствии актрисой Ириной Алферовой, Владимиром Вихровым, Александром Кирилловым. Жил в Москве дома у режиссера. Правда, у Гориккера к тому времени появилась уже другая жена - Валентина Смелкова, ставшая известной по фильму "Звезда экрана". А поскольку Гориккер, будучи человеком высокой культуры, считал за правило устраивать премьеры фильма в том месте, где снимал, то я вдруг стал знаменит на весь Суздаль. Ведь в фильме я находился рядом с главным героем - царем.
-И потому вас заметил сам Сергей Герасимов?
- Да, и пригласил сняться в фильме "Юность Петра". Здесь мне довелось работать рядом с Николаем Еременко, Натальей Бондарчук, Тамарой Макаровой. Но главным для меня была не сама съемка, а возможность видеть работу Сергея Аполлинарьевича на съемочной площадке, говорить с этим великим мастером.
- Юрий Васильевич, но ведь из суздальчан не только вы снимались в кино? Здесь артистов, пожалуй, не меньше, чем в самой Москве.
- Это точно! В массовых съемках редко кто из моих земляков не участвовал. А некоторые стали известны на всю страну. Например, Геннадий Михайлович Егорычев снялся в трех фильмах, в том числе сыграл главные роли в "Истории Аси Клячиной" и "Курочке Рябе" у Кончаловского. Геннадий Михайлович оказался настоящим самородком, которого режиссер "откопал" в глубинке. А ведь он - обыкновенный плотник. Кстати, на одну из этих ролей пробовался сам Ролан Быков. Правда, выхода своего первого фильма на экраны Егорычев ждал очень долго. "История Аси Клячиной", если вы помните, была запрещена в СССР и пролежала на полке более 20 лет.
Свои первые артистические шаги сделала в Суздале и местная школьница Светлана Кузнецова, исполнившая главную роль в фильме "Волчья стая". Сегодня она выступает в столичном Театре имени Маяковского. Снимался в кино знаменитый суздальский звонарь Юрий Юрьев, местный шофер Иван Быков сыграл роль купца Пижонова, а Мария Кривова - служанку в "Женитьбе Бальзаминова". Я мог бы назвать еще много своих земляков, которые, не будучи профессиональными артистами, вошли в историю отечественного кинематографа.
- Пребывание знаменитостей в провинции нередко сопровождается всякими историями или легендами, порой скандалами, о которых потом долго говорят и помнят. Вероятно, подобное происходило и в Суздале?
- Насколько я знаю, особых скандалов никогда не было. Суздаль - это ведь место особое. Здесь на человека нисходит какое-то умиротворение. Вероятно, это влияло и на артистов. А истории, конечно же, происходили. Георгий Вицин, например, очень любил ходить по местным садам и огородам. Особенно он интересовался яблоками и ягодами. Зачастую Георгий Михайлович даже ночевал у кого-нибудь в саду под открытым небом. Может быть, это происходило оттого, что отец его был родом из Владимирской области, из села Небылое. Вот Вицин и любил подышать воздухом предков, вспомнить свое детство, прошедшее в нашем крае, откуда все Вицины. В Суздальском уезде было некогда село Наговицино. Легенда гласит, что именно оттуда и идет эта фамилия.
А Евгений Моргунов запомнил Суздаль тем, что здесь у него угнали новенькую "Волгу". Евгений Александрович приехал тогда на встречу со зрителями. Несколько часов выступал в зале Дома культуры. Выходит, а машины нет. Моргунову - расстройство и обида, а местным чиновникам - конфуз. Подняли на ноги всю милицию и нашли-таки машину - в сугробе по дороге на Владимир. Суздальские парни решили на ней покататься. Больше на машине Моргунов в Суздаль не приезжал.
- А верно, что вы учили его английскому языку?
- Было дело. Тогда Евгений Александрович снимался в советско-американском фильме "Имперские сокровища моего дедушки". И американцы поставили условие: все герои должны говорить на английском. А Моргунов языком не владел. Тогда меня, как специалиста по иностранному, и определили педагогом к Евгению Александровичу. Занимались мы с ним два месяца. Язык Моргунов, конечно, не освоил. Но нужные фразы по-английски сказал.
- А как вам удалось найти прототип героя знаменитой комедии "Карнавальная ночь"?
- В 1929 году Игорь Ильинский с группой артистов был на гастролях в городе Иваново. После первого же выступления в местной газете "Рабочий край" появилась коротенькая, но очень злая рецензия на этот концерт. Написана она была местным журналистом и поэтом Серафимом Огурцовым - выходцем из Суздаля. Можете себе представить: провинциальный газетчик в пух и прах разнес самого Ильинского.
По стечению обстоятельств спустя много лет Ильинский играет роль Серафима Огурцова в знаменитой кинокомедии "Карнавальная ночь". При встрече я прямо спросил Игоря Владимировича: "Уж не прототип ли это того журналиста Огурцова, который осмелился покритиковать вас?" Игорь Владимирович сначала сделал изумленные глаза, а потом достал из своего архива ту заметочку и загадочно произнес: "Я же был только актером. Но это не было моей местью". Оказывается, Ильинский тогда рецензию провинциального журналиста прочитал и даже вырезал на память.
Эта история, видимо, не давала покоя Ильинскому, и в 1969 году он уже сам как режиссер снял фильм "Старый знакомый", где главным героем был все тот же Серафим Огурцов.
- Наверное, была в Суздале и любовь за кадром?
- А как же! Суздаль просто располагал на любовные романы. Например, на съемках фильма "Метель" режиссер Владимир Басов влюбился в главную героиню этой картины Валентину Титову, которая потом стала его женой. Интернациональной свадьбой закончился суздальский роман Натальи Андрейченко и Максимилиана Шелла. Снимая ленту "Мой ласковый и нежный зверь", режиссер Эмиль Лотяну покорил сердце молодой актрисы Галины Беляевой. Таких историй я мог бы поведать много.
- Юрий Васильевич, а вам не хотелось бы написать воспоминания о своей многолетней дружбе со многими актерами и режиссерами, раскрыть какие-то неизвестные страницы из их жизни в провинции?
- Рукопись этой книги под названием "Русский Голливуд" уже давно лежит в моем столе, да вот средств на ее издание найти никак не удается. Но я не теряю надежды, что когда-нибудь люди кинематографа и их почитатели узнают много интересного из своей жизни.
А вот моя документальная лента об Александре Калягине под названием "Похождения Чичикова в Суздале", сделанная во время съемок "Мертвых душ", имела большой успех.