В Германии царит растерянность. Трагедия в Стамбуле, где от взрыва террориста-смертника погибли немецкие туристы, не затмили событий, разыгравшихся в новогоднюю ночь на привокзальной площади Кельна. Все это главная тема разговоров между соседями, в транспорте, на улице. Одни требуют безоговорочной высылки из страны всех иностранцев, нарушивших закон, другие — немедленного закрытия границ Германии для беженцев, третьи кивают на правую угрозу и ксенофобию.
Вот как эти разговоры отражает интернет: «Началось. Далее все города без остановок!», «Почему пять дней молчала пресса, а власти пытались замять эту историю? Это все из-за толерантности?» Да, достается прессе и полиции, бургомистру Кельна Генриетте Рекер и самой фрау Меркель, левым и правым. Мне еще не доводилось наблюдать такого уровня страстей и агрессии в здешних социальных сетях.
Чего добиваются немцы? Они требуют, чтобы виновные были наказаны, они хотят гарантий, чтобы подобное не повторилось. Но власти медлят. Во-первых, все из-за той же толерантности, обращенной почему-то лицом к мигрантам, а к остальным гражданам, мягко говоря, спиной. Во-вторых, из-за хитросплетений немецких законов. Глава МВД Томас де Мезьер прямо признал, что у полиции против лома нет приема: по немецким законам из страны можно выдворить только того соискателя убежища, который отсидел три года в тюрьме. А на такой срок сексуальные домогательства и грабеж пострадавших женщин, оказывается, не тянут.
«Как же так! — наивно восклицает публицист Фолькер Вагенер. — Любой, кто устраивает пьяный дебош в кабаке, получает запрет на посещение заведения. Те, кто жжет файеры на стадионе, не смогут пройти на трибуну. А беженцы, чтобы можно было их депортировать, должны как минимум совершить убийство!»
Министр юстиции Хайко Маас выдвинул законодательную инициативу, которая осложнит жизнь тем просителям убежища, которые совершили правонарушение. Но выдвинуть — еще не значит принять. Представляю, какие яростные дебаты устроят в бундестаге вокруг этого законопроекта партии с правозащитным уклоном.
Кстати, опросы показывают, что более половины немцев по-прежнему сохраняют терпимое отношение к иностранцам. Правда, это в «среднем по больнице». На Западе после кельнских событий более негативно к мигрантам стало относиться 34% жителей, а на востоке — 56%. Такое разночтение имеет простую причину. Западные немцы уже давно бок о бок живут с мигрантами. А многие западногерманские города уже насчитывают 25-40% жителей с мигрантскими корнями. Вот вам и ответ...
А в это время
Очевидно, что «политическая корректность» не позволяет европейским властям объективно проанализировать феномен, который появился не сегодня. Но масштаб насилия не дает спустить дело на тормозах. Выплыло и то, что аналогичные сигналы приходили из других городов Германии, а также из Австрии, Швейцарии, Финляндии, Швеции... Полиция Вены официально предупредила, что женщинам не следует в одиночку гулять по улицам вечером. А в Швеции напомнили, как на рок-фестивале на девушек напали более сотни афганцев, и предложили смотреть концерты по ТВ...
Как жить дальше? В интервью Der Spiegel мэр Кельна уповает на курсы интеграции мигрантов, где они получали бы «ясное представление о немецкой культуре и образе жизни». А на массовых мероприятиях, по мнению мэра, следует развесить разъяснительные рисунки. В Норвегии запущены специальные программы, нацеленные на предотвращение сексуальной агрессии гостей с юга (это сделано после серии изнасилований). Занятия проводятся на добровольной основе и финансируются норвежским правительством. В Австрии МВД подготовило буклеты: бьющий женщину мужчина неопределенной наружности перечеркнут красным. Наглядно, вот только подействует ли все это на горячих парней, осознавших свою безнаказанность?
Похоже, политиков больше волнует рост правых настроений в обществе и усиление политконкурентов из правых партий, а не защита собственных граждан.
Проблема еще и в том, что изнасилование в Германии доказать сложно, а сексуальное домогательство и того труднее. При политически выдержанной до сих пор в духе толерантности позиции блюстителей порядка женщина, а также защищавший ее мужчина часто сами виноваты. Если женщина просто скажет «нет» и даже будет кричать, то этого для суда недостаточно. Следует предъявить свидетелей, синяки и царапины, какие-то другие следы насилия. Теперь, возможно, бундестаг пересмотрит нормативы поведения при изнасиловании. Иначе остановить безнаказанных насильников, да еще «с неевропейским» менталитетом будет трудно. Как и объяснить, что мини-юбка не является приглашением к близости. А ношение в Германии паранджи не является обязательным. По крайней мере, пока.