Как известно, президент Владимир Путин поставил перед правительством четкую задачу: увеличить реальную получку в этом секторе экономики в полтора раза за три года. Однако, по мнению министерских чиновников, повышение должно учитывать не только будущую индексацию, но и проведенную ранее, в январе 2005-го. Профсоюзы категорически возражают. "Если пойти по этому пути, - говорит заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяна КУПРИЯНОВА, - то предстоящее увеличение оплаты труда окажется существенно меньшим, на социально неприемлемом уровне. Чиновники хотят сэкономить за счет получающих гроши педагогов. Это несправедливо и нечестно".
После обнародования "экономной схемы" развернулись дискуссии о том, как все же довести зарплату бюджетников до уровня, который не будет социально опасным. Этой теме была посвящена и наша беседа с Т. Куприяновой.
- Татьяна Викторовна, средняя мартовская зарплата в сфере образования, по данным Росстата, составила 5189 рублей. А два года назад она была существенно меньше - 3079. Выходит, получка растет быстрыми темпами, а профсоюз упорно продолжает говорить о трудном материальном положении учителей...
- Потому что учителя и в самом деле живут очень трудно. Приведенные данные - средние по отрасли, включающие зарплату в вузах, в платных учебных заведениях и так далее. А если говорить об учителях в обычных школах, то у них просто мизерные ставки. Педагогам приходится работать на полторы, две, а то и две с половиной ставки, чтобы хоть как-то закрыть бреши в семейном бюджете. Вот, например, конкретная одиннадцатилетняя школа (кстати, единственная на всю округу) в деревне Неверово Нерехтского района Костромской области. Кто-то из учителей получает 2 тысячи рублей, другие (с педагогическим стажем более 20 лет) - около трех тысяч. Сельские педагоги вынуждены держать коров и другую живность. Встают в пять утра и к началу занятий в школе уже выматываются...
И в среднем по стране фактический уровень зарплаты школьных учителей - со всеми надбавками, дополнительными подработками, с учетом полутора-двух ставок - составляет от трех до трех с половиной тысячи (кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, где уровень оплаты заметно выше). Сегодняшний же средний прожиточный минимум, по оценкам экспертов, - 2 910. Как видим, и одному-то нелегко прокормиться на заработанные деньги, а с детьми "выплывать" семье критически трудно. Словом, учительская бедность видна невооруженным глазом.
- Какие последствия это может иметь?
- Ситуация очень опасная, имея в виду и качество образования подрастающего поколения, и судьбу школы, являющейся одним из опорных интеллектуальных центров общества, и уровень социальной напряженности в стране. Приведу лишь один из множества тревожных фактов: ежегодно 8 - 10 тысяч молодых учителей после нескольких лет работы покидают учебные заведения и устраиваются в другом месте. Что будет с учебными заведениями, когда старшие коллеги уйдут на покой? Закрывать школы? Но их и так уже за последние шесть лет стало на 4 тысячи меньше... Ясно: требуется принятие незамедлительных мер.
Именно поэтому с такой надеждой были восприняты и откровенный анализ ситуации, и перспективы, обозначенные в послании президента Федеральному Собранию. "Средняя зарплата в бюджетной сфере значительно ниже средней по стране, - говорится в этом документе. - Из восемнадцати ставок единой тарифной сетки двенадцать ниже прожиточного минимума. То есть для большинства работников бюджетных организаций риски попасть в зону бедности - крайне высоки, и столь унизительное положение мешает людям эффективно и творчески работать. Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении (хочу подчеркнуть - в реальном) не менее чем в полтора раза".
Чтобы реальная (с поправкой на инфляцию) зарплата выросла в полтора раза, она должна в абсолютных суммах увеличиться вдвое. В таком случае получка учителей летом 2008-го составила бы в среднем около 7 тысяч. Для сравнения: в минувшем апреле среднероссийская зарплата составила, по данным Росстата, 8133 рубля. То есть получка учителей в 2008-м будет ниже, чем средние показатели по стране сегодня. Но и этих денег педагоги могут не увидеть, если чиновники главных экономических ведомств страны "продавят" свой вариант повышения зарплаты. Не понимаю, почему в российских министерствах так не любят бюджетников?
- Насколько существенными будут потери учителя, если за основу примут "экономный вариант" повышения зарплаты?
- Наши эксперты провели соответствующие расчеты. В начале январе 2005-го индексация зарплаты составила 20 процентов. Тем самым - и это надо особо подчеркнуть - было даже не в полном объеме компенсировано обесценивание получки в результате роста цен в период с 1 октября 2003-го (предыдущего повышения) до 1 января 2005-го. За эти 15 месяцев минимальный продуктовый набор, по данным Росстата, подорожал в среднем на 18,75 процента, а тарифы и цены на платные услуги - более чем на 20. Чтобы покрыть инфляцию, и была увеличена зарплата. К будущему повышению, к решению задачи, поставленной президентом, январская индексация не имеет никакого отношения. И не надо наводить тень на плетень. Все эти хитрости чиновников шиты белыми нитками. Цель одна - опять объегорить бедных учителей. Чиновники, понятно, обязаны выполнить указание президента. Но они хотят это сделать так, чтобы и денег дать поменьше бюджетникам, и рапортовать главе государства о выполнении задачи. Кому нужен этот обман?
Теперь о том, насколько существенными будут потери учителей. Если учитывать 20-процентную январскую индексацию в качестве одного из этапов предстоящего повышения зарплаты бюджетников, то, например, школьные педагоги будут получать в 2008-м в среднем не 7 тысяч, а 5,8 тысячи. К тому времени общероссийская получка превысит, по прогнозам, 12 тысяч. При подобном отставании в уровне оплаты учителей не может быть и речи о решении задачи, поставленной президентом. Таким образом, "экономная схема", может быть, и позволит правительству рапортовать о полуторакратном росте зарплаты, но фактически педагоги останутся в нищете. Вот почему наш профсоюз, выражающий интересы российского учительства, так жестко возражает против подвоха, затеваемого чиновниками.
- Не слишком ли сурово вы критикуете правительство? Ведь оно планирует существенно увеличить размер минимальной зарплаты, а к ней "привязан" первый разряд Единой тарифной сетки (ЕТС). Соответственно будет повышаться зарплата всех бюджетников. С 1 сентября "минималка" будет увеличена до 800 рублей, а с 1 мая 2006-го - до 1100.
- Темпы неплохие, но не следует думать, что в таком же масштабе будет повышаться и зарплата учителей, других бюджетников. Во-первых, из 14,4 миллиона человек, занятых в этом секторе экономики, только 3,3 миллиона получают деньги из федерального бюджета. А зарплату 11 миллионов определяют региональные и муниципальные власти, которые могут теперь не соблюдать требования ЕТС, ограничившись индексацией "минималки". Денег на местах постоянно не хватает, так что надежд на быстрый рост доходов бюджетников в этом случае немного.
Во-вторых, даже в условиях осуществленного по всей стране повышения зарплаты этой категории работников у учителей реальная получка адекватно не увеличилась, а в ряде случаев, наоборот, сократилась, потому что снижается учебная нагрузка (меньше обучающихся, укрупняются классы). Словом, решать поставленную задачу надо не путем хитрых схем, а непосредственно улучшая материальное положение педагогов. И критерием должны быть не "общие" показатели по отрасли, а данные Росстата об уровне оплаты труда школьных учителей. Пока же в проектировках федерального бюджета на 2006 год не содержится даже предложений по срокам и размерам индексации зарплаты бюджетников непосредственно в 2006-м, заложены лишь ассигнования на уже запланированное с 1 сентября 2005-го повышение на 11 процентов.
Разговоров, дискуссий много, но от этого учителям не легче. А ведь центр должен выделить средства на индексацию зарплаты не только федеральных бюджетников, но и предусмотреть финансовую помощь тем территориям, у которых дополнительных денег для учителей и врачей нет. Пока такого конструктивного подхода не видно.
- Что намерен делать профсоюз, если правительство не услышит ваших требований?
- Мы призовем в этом случае работников образовательных учреждений к проведению 12 октября 2005-го всероссийской акции протеста. Это могут быть и забастовки, и иные формы коллективных действий. Хотелось бы, правда, надеяться, что до этого дело все-таки не дойдет, что мы найдем справедливое решение в рамках Российской трехсторонней комиссии и в ходе переговоров, начатых еще в прошлом году Советом ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы с правительством.