Наши туристы потеряли всегда теплое Красное море. Глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что причины катастрофы А321 над Синайской пустыней будут устанавливать несколько месяцев. Другие высокие чиновники прогнозируют отмену авиарейсов на годы — и не только в Египет, но и «некоторые другие страны», куда может дотянуться костлявая рука ИГИЛ. Вчера СМИ сообщили о письме депутатов Госдумы от КПРФ Владимиру Путину с предложением временно запретить полеты россиян в Турцию и Тунис. Там, пишут депутаты, тоже опасно.
Египетские Хургада и Шарм-эль-Шейх оставались самыми дешевыми из приличных курортов мира, где всегда тепло и где российский средний класс даже в кризис еще мог тратить свои деньги. Осенняя цена недельной путевки в пляжный Египет начиналась с 15-17 тысяч рублей, а в среднем составляла 25-30 тысяч. Для сравнения: ближайшие по пляжной тематике Арабские Эмираты и Таиланд стоят 50 и 80 тысяч рублей соответственно.
С египетскими пляжами сравнима по цене только Турция, но в декабре там по ночам +6. Не поплаваешь. И кто сказал, что она безопаснее? Как недавно признался премьер Ахмет Давутоглу, после июльского взрыва бомбы в Суруче, когда погибло более 30 человек, на территории Турции произошло 657 терактов различного масштаба. Летом Ростуризм даже не рекомендовал россиянам посещать юго-восточные провинции страны, а такие заявления из его уст звучат крайне редко.
Так что же делать? Ведь, в отличие от США, у которых имеется Флорида, у России круглогодично теплых побережий нет. И даже отелей с крытыми бассейнами кот наплакал. Да и те, что есть, обычному туристическому люду не по карману. А привычка пригубить новогоднее шампанское, плескаясь в соленых волнах, появилась и окрепла у многих россиян. Знаю семьи, которые по 10 и более лет связывают новогодние каникулы именно с Египтом. Дешево и несердито: именно здесь есть возможность перебить длиннющую русскую зиму вояжем в лето. С такой передышкой нам легче дотянуть до весны. И эту возможность давно оценили миллионы наших сограждан. По оценкам Ассоциации туристических организаций России (АТОР), на остаток 2015 года только в Египет туроператоры продали около 140 тысяч путевок. В Шарм-эль-Шейх регулярно летали аэробусы из 26 городов, в Хургаду — из 27 городов нашей страны. В прошлом году египетские курорты посетили 3 млн наших граждан.
Теперь весь этот многомиллиардный бизнес рухнет — и это будет вторая волна от накатившего бедствия. «Убытки, связанные с прекращением полетов в Египет, туроператоры рассчитывали исходя из предположения, что авиасообщения не будет до марта 2016-го, — рассказывает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Получилось около 1,5 млрд рублей, и это только «авиационные» потери». Упущенная выгода вообще не в счет, но это те деньги, ради которых существует сам туристический бизнес. В Египте от него кормится более 3 млн человек, в России — 10-15% от этой цифры. Половина фирм уже начинают освобождать офисы, готовясь к массовому банкротству отрасли. Если считать даже по скромным меркам сотрудников отрасли и членов их семей, получится миллион еще вчера вполне благополучных граждан, терпящих крах в разгар кризиса.
Почему? Власти говорят про заботу о безопасности россиян. Святое дело! Но если — тьфу-тьфу — завтра на других зарубежных авиамаршрутах возникнут те угрозы, о которых предупреждают спецслужбы, что тогда? Закроем аэропорты на замки, самолеты перекуем на солдатские кружки-ложки, а вокруг страны натянем колючую проволоку и снова вспашем контрольно-следовую полосу? Никто не обещает на завтра-послезавтра безоблачной погоды на планете, а значит, и выход надо искать не в отгораживании от остального мира, а в чем-то ином.
Пресса сообщает об отправке в Египет наших специалистов для инспектирования тамошних служб авиабезопасности — все ли там на уровне? Говорят о продажности местной авиаполиции, позволяющей за десяток-другой баксов пронести на борт что угодно. Помогут ли самые придирчивые инспекции, если секьюрити аэропорта Хургады сами признаются: когда у них идет проверка, аппаратура работает исправно и персонал выполняет все инструкции до последней запятой. А наутро все возвращаются к обычному разгильдяйству и мелкому взяточничеству. Говорят, что на Востоке это неистребимо.
Но между тем есть в том же регионе страна, которую очень не любит арабский мир, а террористы в разных концах планеты в каждой молитве обещают стереть ее с лица земли. Эта страна — Израиль. Но в ее аэропорту Бен-Гурион за последние 40 лет не было ни одного (!) случая терроризма — ни на земле, ни в воздухе. Хотя жизнь этого аэропорта не замирает ни на минуту, в пиковые летние дни через его терминалы проходят по 60 тысяч пассажиров и более, прилетая и улетая примерно на 380-400 международных рейсах. В год это 12-13 млн человек — втрое больше авиапотока всего курортного Египта.
Вы спросите: где же нам взять столько евреев, чтобы установить подобный порядок? Но они, израильтяне, всего-навсего убедительно показывают всему миру: бороться с терроризмом возможно! И не только на своей территории.
Помню, как улетал в Израиль с Кипра — кипрским авиарейсом. Прошел все положенные проверки и досмотры, встал в очередь на посадку. Посадка задерживалась, ибо всех пассажиров дополнительно проверяли (с правом личного обыска и персонального собеседования) сотрудники израильской безопасности. Такую же процедуру пришлось проходить и в московском Домодедово при посадке на рейс Москва — Тель-Авив. Десятки наших развеселых футбольных болельщиков, летевших на матч российской сборной, вынуждены были пройти еще одну — и отнюдь не формальную — проверку перед посадкой, уже перед дотошными израильтянами. И ничего страшного, никто не роптал: безопасность полета превыше всего... Оказывается, у Израиля с рядом стран заключено специальное соглашение о постоянно действующей инспекции, по которому спецслужбы Тель-Авива могут в любой момент подключиться к процедуре досмотра самолетов, багажа и пассажиров, вылетающих на Землю обетованную.
Разумеется, там есть и другие методы обеспечения безопасности, о которых знают только посвященные. Так, может, нам следует поучиться у тех, кто умеет это делать? Или будем по-прежнему гордиться лишь тем, что по числу полицейских на душу населения Россия занимает первое место в мире? А где результат?
Голоса
Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту
— Контроль за техникой и за персоналом — это прямая и главная обязанность не только компаний, тем более частных, а в первую очередь государства. Этого, к сожалению, сейчас нет. В пассажирских авиаперевозках нужно вернуть государственную монополию, хотя бы в размере 51%. Никогда бизнес не поставит безопасность выше прибыли. Почему военная отрасль, атомная промышленность и некоторые другие стратегические сферы существуют с обязательной государственной монополией, а авиацию мы отдали на откуп свободному рынку? Это была ошибка.
Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий
— Можно ли должным образом обеспечить безопасность в аэропорту отлета? Безусловно. Достаточно взять в качестве примера службу авиакомпаний США, вылетающих из Шереметьево. Если ты, скажем, идешь на посадку в индийский самолет, первый контроль — у стойки регистрации, после паспортного контроля проходишь опять же под контролем в накопитель, а дальше тебя приглашают на перрон. Везде детекторы. А у американцев есть еще своя стойка регистрации — со своими секьюрити, со своими ручными детекторами, со своими психологами, которые сообща дублируют работу наших служб. Как именно — это их профессиональный секрет и их степень ответственности, которую они несут за уровень безопасности. Вопрос: можем ли создать подобные структуры в аэропортах мира, куда мы летаем? Можем, но все это отразится на стоимости билетов. Но безопасность всегда стоит денег, и немалых.