Учебный год набрал скорость, а летние споры вокруг того, стоит ли отказаться от выставления оценок школьникам, не стихают — и в профессиональной педагогической среде, и среди родителей. Самих детей об этом не спрашивают — и правильно делают...
В отношении первоклашек решение, можно сказать, уже принято, а вот по поводу остальной младшей школы дискуссия продолжается. Защитники реформы налегают на такой аргумент: оценки травмируют детскую психику.
Родители, как показывают соцопросы, в большинстве своем не хотят отказываться от выставления отметок, однако в Минобразования настроены решительно: те оценки ученического труда в начальной школе, к которым мы все привыкли, уже не нужны, надо следовать в русле передового зарубежного опыта.
Но у этой медали есть и другая сторона: зачастую у большой части младшеклассников просто нечего оценивать. Дети приходят в первые классы неподготовленными настолько, что многие школяры объективно не могут «тянуть» программу массовой школы.
Говоря о зарубежном опыте, имеют в виду опыт соседней Финляндии, где в начальной школе отметки отсутствуют. Максимум, что может позволить себе учитель, — это обозначить свое отношение к происходящему: хорошо, плохо, посредственно, отлично.
Кстати, у финских младшеклассников нет не только отметок, но и домашних заданий. Все обучение проходит в стенах школы с максимальным комфортом для детей (размер классов не превышает 15-16 человек). До недавнего времени это работало, и Финляндия очень высоко котировалась в рейтинге образовательных достижений школьников (первое место в 2012 году). Однако с того момента результаты падали, и в 2016-м страна откатилась в этом рейтинге уже на 13-е место. Для сравнения: у России в том же году было 23-е место. Так стоит ли из-за этого устраивать очередную революцию в образовании?
В последние годы, кстати, в вышеупомянутом рейтинге тон задает Сингапур, где школьное обучение не имеет ничего общего с финским комфортом и базируется на постоянной конкуренции учеников внутри класса, многочисленных контрольных работах и экзаменах (разумеется, с выставлением отметок), которые с младых ногтей дают детям хорошую прививку от стресса.
Впрочем, финская и сингапурская образовательные модели — это все-таки крайности. В мире существует масса примеров куда менее радикальной организации учебного процесса. Где-то знания оценивают цифрами, где-то — буквами, но главное все-таки заключается не в том, сколько и каких символов ставить ученику, а в выбранном векторе образования. Но в любом случае чем выше ожидания от уровня знаний выпускника, тем строже должны быть требования к учащимся в младших классах. При этом им вплоть до 5-го класса могут не выставлять вообще никаких отметок, но контроль знаний должен вестись постоянно.
Как в таком случае предлагается оценивать детей? Самый простой и разумный вариант в этой ситуации — переход на содержательные оценки. То есть раз в полтора-два месяца на основании работ или бесед преподаватель должен делать вывод, чему ребенок научился за последнее время, а чему — нет. И донести этот вывод до школьника и родителей. Без этого учеба во многом теряет мотивацию и даже смысл.