Городские власти сократили число рекламных вывесок и билбордов почти в восемь раз — площадь наружной рекламы уменьшилась с 2 млн до 262 тысяч кв. м. Таким образом, команде мэра Москвы Сергея Собянина за пять лет удалось избавить горожан от рекламного хаоса, царящего на столичных улицах. Теперь городское пространство стало комфортным и благоустроенным, оно выдержано в едином стиле.
Такого результата удалось добиться не сразу: это была планомерная и системная работа. После принятия ключевого постановления, определившего правила установки и использования демонстрационных модулей, удалось сформировать цивилизованный рынок наружной рекламы.
Особенно жестко мэр столицы высказался по поводу растяжек на центральных улицах. «Люди должны любоваться цветами, а не тряпками», — заявил он. И предупредил: «По мере истечения договоров мы будем сворачивать эту деятельность». Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы взял на себя обязательства по осуществлению согласований с уполномоченными городскими и федеральными организациями мест для размещения рекламных конструкций и выставлял на торги уже фактически готовые разрешения для установки. В итоге число таких конструкций, размещенных в городе, сократилось на 40%, а рекламных билбордов, появлявшихся в центре столицы, стало меньше на 70%.
Места установки наружной рекламы разыгрываются на аукционах на 10 лет, а полученные средства поступают в городской бюджет — в ближайшее десятилетие столица планирует получать около 250 млн долларов в год.
Следующим этапом освобождения города от «визуального мусора» стало наведение порядка с вывесками магазинов, ресторанов и банков, которые теперь также выглядят более сдержанно. В ходе благоустройства улиц многочисленные воздушные кабели стараются разместить под землей, чтобы эти «гроздья» не закрывали городские пейзажи. Так поступили, в частности, при реконструкции Триумфальной площади.
В градостроительстве есть такое понятие, как ансамбль, «когда дом, двор, площадь, улица — все это взаимозависимо», — отмечает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. «Этот тип городской ткани формировался тысячелетиями, — считает эксперт. — Люди ценой огромных усилий, пробуя и ошибаясь, создали эту ткань». И сейчас в градостроительной политике нужно учитывать этот момент, что и делается в столице.
Кроме того, осуществляется непрерывный мониторинг по обнаружению новых незаконных рекламных конструкций. О таких случаях, как правило, сообщают сами горожане на портале «Наш город» — ежедневно поступает более 100 обращений по незаконным вывескам. Так, в рамках программы «Моя улица» было демонтировано около 7 тысяч вывесок, которые не соответствовали архитектурным стандартам.
Всерьез городские власти взялись и за рекламу на транспорте. По информации пресс-службы департамента СМИ и рекламы Москвы, с января по июнь этого года почти в два раза меньше стало случаев размещения незаконной стационарной рекламы на «газелях». Во время плановой проверки, проводимой подведомственным столичному департаменту СМИ и рекламы учреждением «Городская реклама и информация» («Горинфор»), в сентябре удалось выявить более 30 незаконных рекламных щитов, установленных на «газелях». Кстати, лидеры по числу такой незаконной рекламы — Восточный и Юго-Восточный административные округа: 14 конструкций. В то время как в центре города не было зафиксировано ни одного случая.
Летом этого года городские власти ужесточили нормы к светодиодным экранам. Как объяснил пресс-секретарь департамента средств массовой информации и рекламы Москвы Константин Горохов, новые нормативы ввели после неоднократных обращений москвичей. Ведомство специально провело техническую экспертизу, которая оценила влияние световой рекламы на засветку окон. Специалисты Научно-исследовательского института строительной физики, проводившие измерения яркости освещенных фасадов, отметили, что в некоторых местах была превышена норма освещенности на окнах многоэтажек. Кроме того, по правилам смена изображения в темное время должна производиться не чаще одного раза за минуту, и только плавно, без изменения яркости, чтобы было как можно меньше раздражительного мелькания. В отдельную концепцию оформления улицы включены только экраны высоток на Новом Арбате.