Член комитета Совета Федерации по международным делам, представляющий в СФ Республику Крым, Сергей ЦЕКОВ рассказал «Труду» о том, как решаются проблемы полуострова.
— На исходе ушедшего года Крым был подключен к энергосистеме России. Одной блокадой стало меньше. Интеграция Крыма в единую энергосистему страны — это решение одной из самых острых для нас проблем, которую невозможно сравнить ни с водной блокадой, устроенной нам Украиной, ни с продовольственной. Блокады, которые против нас осуществлялись, вредили в значительной степени самой Украине. К примеру, продовольственная — она направлена против украинских производителей. Их фактически заставили отказаться от этого рынка, освободив его для российских структур. И те быстро заполнили все торговые сети, и у нас нет дефицита продовольствия и промышленных товаров.
Но не стоит забывать, что Крым по-прежнему под санкциями. Скажем, получить визы в европейские государства и США крымчане напрямую не могут. Действует информблокада. Но все эти трудности не разочаровали народ в правильности выбора в марте 2014-го. Могу с уверенностью сказать, что общая атмосфера в Крыму хорошая. Соцопросы показывают, что если бы тот исторический референдум проводился сейчас, то около 95% населения полуострова высказались бы за воссоединение Крыма с Россией. Уровень доверия к Сергею Аксенову у местного населения — за 85%.
Безусловно, проблемы остаются. Но главный итог этих двух лет в том, что многие вопросы были решены гораздо быстрее, чем предполагалось. Очень быстро была налажена выплата пенсий, зарплат бюджетникам, осуществлен переход к российским деньгам, на российские стандарты образования и здравоохранения, которые гораздо выше украинских, проведены выборы в местные органы власти, в Госсовет. Выборы в Госдуму показали, что наша новая политическая система состоялась и стала полноценной частью общенациональной. А это очень важно для всех интеграционных процессов.
Что дальше? У нас амбициозная цель — превратить Крым из дотационного в бюджетообразующий регион России. Для этого есть все предпосылки. Но при этом мы не обольщаемся, видим долговременные проблемы и задачи. Например, когда мы сравниваем наши дороги с дорогами других российских регионов.
Непросто быстро интегрироваться в юридическую систему страны, правильно организовать госзакупки. Такого опыта и необходимых специалистов Крыму не хватает.
У нас ведется большая работа по перерегистрации недвижимости, имущества, земельных участков. Эта база у создается с нуля. Выделены средства для того, чтобы ремонтировать дороги, водопровод, другую инфраструктуру, но опять же ощущается дефицит спецов, оборудования и материалов. За 23 года фактически вся дорожная служба в Крыму была сведена к нулю. К примеру, закрылись все асфальтобетонные заводы... Над преодолением этих сложностей мы и работаем. К нам приезжают опытные специалисты из других регионов России, управленцы и практики того же дорожного строительства, систем ЖКХ. Общими усилиями болезни переходного периода преодолеем.
Коснусь и сферы межнациональных отношений. И в былые времена мы, крымчане, были не столько русскими или украинцами, сколько славянами. Даже если национальность указывали «украинец», то на вопрос о родном языке отвечали «русский» (более 70% процентов населения называли русский родным языком). А когда задавали вопрос, на каком языке думаете и видите сны, то русскому отдавали предпочтение более 90%. То есть мы — единый народ, часть единого русского мира. Что касается взаимоотношений с крымскими татарами, я бы не сказал, что они испортились за эти 2,5 года, и не сказал бы, что они улучшились. Ситуация нейтральная. Многие насторожены, некоторые верят, что историю можно повернуть вспять и Крым вернется в Украину. Но много и тех, кто уже почувствовал разницу между Украиной и Россией с точки зрения решения бытовых и социальных проблем, обустройства населенных пунктов, где проживают крымские татары. Они стали получать больше жилья, земельных участков для строительства. Для того чтобы уровень доверия между славянами и крымскими татарами стал высоким, надо потратить немало времени и сил.