Сегодня в Нью-Йорке стартует матч за шахматную корону между действующим чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном и претендентом — россиянином Сергеем Карякиным. Лет 40 назад подобное событие приковывало внимание миллионов в стране и мире, а сейчас интересно разве что шахматным специалистам. Почему самый интеллектуальный вид спорта теряет популярность? И каковы шансы Сергея Карякина вернуть шахматную корону в Россию? За ответами «Труд» обратился к международному гроссмейстеру Ольге ГИРЕ.
— Да, по сравнению с временами 40-50-летней давности шахматы нынче не столь популярны. Однако с развитием компьютеров число любителей шахмат в последние годы стабильно увеличивается. И самые азартные из них предпочитают не посещать матчи, а следить за партиями ведущих гроссмейстеров с помощью интернета, в прямых онлайн-трансляциях.
Что же касается шансов на корону... Среди специалистов считается, что дебютная подготовка является слабой стороной чемпиона мира, чем обязан воспользоваться Сергей Карякин. Но я с этим не могу согласиться. Норвежец наверняка будет искать неизвестные сопернику дебютные дорожки, тем более команда у Карлсена очень сильная. Один из секундантов норвежца, его соотечественник и ровесник Йон Людвиг Хаммер, уже успешно помогал чемпиону в матче против знаменитого индийца Виши Ананда.
Напомню читателям формулу поединка: максимум 12 партий, игра идет до тех пор, пока один из соперников не наберет 6,5 очка. При равенстве в счете будет назначен тай-брейк. Пока статистика в пользу норвежца: в личных встречах у него четыре победы против одного поражения. Но я бы обратила внимание на то, что 16 партий между ними завершились вничью. Так что силы на данный момент примерно равны. Титулов в спортивной биографии, конечно, больше у Карлсена. Но Карякин для Карлсена никогда не был легким соперником вроде сильнейшего американского гроссмейстера Хикару Накамура, имеющего в матчах против норвежца просто катастрофическую статистику.
Сейчас много говорят о политической подоплеке матча. Мол, в Нью-Йорке россиянин, к тому же крымчанин, будет чувствовать себя не слишком комфортно. Хочу надеяться, что организаторы матча не допустят дискриминации и провокационных выпадов против нашего гроссмейстера. Шахматы требуют особого психологического настроя, и его надо всячески оберегать.
Конечно же, как зритель я хотела бы поменьше ничьих, побольше результативных партий. ФИДЕ сейчас старается повысить зрелищность шахмат, идет борьба с ничейными исходами. Например, с помощью скоротечного регламента на партии чемпионского матча — с контролем времени в 120 минут на 40 ходов, затем 60 минут на 20 ходов. Если Карлсен начнет уходить в неизвестные линии, игра получится более творческой, ничьих будет меньше.
Для зрителей именно такой вариант стал бы самым интересным. Но для действующего чемпиона это палка о двух концах: он может или соперника поставить в тупик, или сам нарваться на сюрприз... В любом случае я желаю всем нам, любителям шахмат, очень интересного поединка!