Канцлер Германии и президент Франции проведут в следующий вторник, 16 августа экстренную встречу. Об этом сообщают «Вести.ru».
Главы государств намерены встретиться в Париже. Главной темой должно стать обсуждение сложившегося положения в еврозоне и консультации о предполагаемых шагах двух флагманов Евросоюза.
В официальном пресс-релизе, распространенном Елисейским дворцом, говорится, что «лидеры двух стран решили сформулировать совместные предложения, касающиеся реформы управления зоны евро, до конца лета».
Обозреватели отмечают, что встреча будет проходить в весьма нервной обстановке продолжающихся слухов о возможном снижении кредитного рейтинга Франции и усугубляющегося долгового кризиса Италии.
Несмотря на обтекаемую официальную формулировку, большинство экспертов уверены: речь пойдет о судьбе евро, а возможно – и пересмотре стратегии всего Европейского союза. Дело в том, что до снижения кредитного рейтинга США и начала всеобщего кризиса долларовой системы ЕС столкнулся с проблей долговых обязательств наиболее слабых своих членов: Греции, Португалии, Ирландии и отчасти – Испании. Природа затруднений была искусственной, и в самом общем виде сводилась к тому, что ряд финансовых институтов начал масштабные спекуляции с облигациями ГКО этих стран. В ходе постоянных перепродаж финансисты повышали и стоимость облигаций, и их доходность. Таким образом, небогатые члены ЕС не имели возможности ни выкупить обратно свои обязательства, ни выплачивать проценты по ним. Поймав страны в долговую ловушку, банковское сообщество поставило весь союз в весьма деликатное положение: выделение льготных кредитов Греции и Португалии фактически обязывало старых членов союза платить дань финансистам, а отказ в помощи ставил в тяжелое положение общеевропейскую финансовую систему и ослаблял позиции евро.
Правительство Франции выступало за договорной путь и либеральные условия реструктуризации долга, наиболее выгодные для кредиторов. В свою очередь руководство Германии предлагало пойти по жесткому пути разрешения ситуации и объявить страны-должников банкротами, в результате чего убытки в основном несли финансисты, игравшие на повышении ГКО.
Еще более радикальной мерой, о которой эксперты говорили как о самой серьезной угрозе, могло стать исключение банкротов из ЕС и фактически - политический развал нынешнего Евросоюза.
Очевидно, что теперь, в условиях надвигающейся глобальной рецессии, у руководства ведущих европейских стран явно появятся более важные расходы, чем поддержание греческой и португальской экономики, а потому принятие весьма жестких мер становится как никогда вероятным. Скорее всего, должникам будет отказано в новых кредитах, а перед банковским сообществом будут поставлены заметно более жесткие условия реструктуризации долга по облигациям ГКО.