Космическое соперничество началось в середине прошлого века и продолжалось десятилетия. Запуск Советским Союзом в 1957-м первого искусственного спутника Земли американцы восприняли чрезвычайно болезненно. Поставить на место Советы и первыми отправить человека в космос, подтвердив тем самым мощь Америки, - таким, считали заокеанские политики, должен быть ответ Запада. В 1958-м президент Эйзенхауэр поручил осуществление пилотируемой космической миссии только что созданному агентству НАСА. Соединенные Штаты, в отличие от Советского Союза, и не думали скрывать своих планов. На 26 апреля 1960-го был намечен первый запуск человека в космос в капсуле "Меркурий" по баллистической траектории. Речь шла не об облете земного шара, а подъеме на 200 с лишним километров и последующем спуске, приводнении в Атлантическом океане. В сентябре того же года должен был состояться уже орбитальный полет американца вокруг нашей планеты.
ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"
Эти планы не на шутку встревожили российских конструкторов. Все причастные к работам по космическим программам давали подписку о неразглашении государственной тайны и хорошо знали, что может последовать, если даже случайно проговоришься где-нибудь в кругу друзей. 22 мая 1959-го Никита Хрущев, Председатель Совета Министров СССР (и одновременно первый секретарь ЦК КПСС, что было важнее) подписал постановление правительства, имеющее гриф "Совершенно секретно", о разработке спутника-разведчика, который мог бы возвращать на Землю отснятые материалы, В этом же документе ставилась задача создания спутника, предназначенного для полета человека. К этому времени у нас уже был эскизный проект корабля "Восток".
Но и американцы не теряли время. В сентябре 1959-го с мыса Канаверал был запущен макет орбитального корабля "Меркурий". Полет был суборбитальный и прошел успешно. "С точки зрения пропаганды первый человек в космосе стоит, возможно, более сотни дивизий или дюжины межконтинентальных баллистических ракет", - писала газета "Нью-Йорк геральд трибюн". В апреле 59-го сотрудники НАСА представили журналистам первую семерку американских астронавтов, отобранных для полета...
Конечно, баллистический полет - совсем не то, что орбитальный, но если американский астронавт первым достигнет космоса и пробудет там пусть даже несколько минут, то слава первооткрывателя достанется Америке. 10 декабря 59-го в Советском Союзе было выпущено еще одно секретное постановление правительства, на этот раз целиком посвященное полету человека за пределы Земли. А 11 октября 1960-го Никита Хрущев подписал третий подобный документ. В нем говорилось, что создание "Востока" является задачей особой государственной важности. В ее решении участвовали уже сотни предприятий, десятки тысяч человек. Огромный маховик набирал скорость.
15 мая 1960-го в СССР был запущен первый опытный корабль. Однако его спускаемый аппарат не имел самого главного - теплозащиты. Через два с половиной месяца произошел второй пуск. Он окончился провалом из-за аварии ракеты. Мир тогда так и не узнал, что на пути в космос погибли доверчивые, симпатичные собачки - Лисичка и Чайка. И только 19 августа два других четвероногих "космонавта" - Белка и Стрелка слетали, наконец, на орбиту в корабле-спутнике и вернулись на Землю. Это был успех. Однако следующий, четвертый полет (1 декабря) был неудачным. Корабль был уничтожен системой автоматического подрыва объекта, так как мог сесть на чужую территорию. Погибли собаки Мушка и Пчелка. И пятый полет (22 декабря) тоже оказался аварийным. Собаки Шутка и Комета приземлились в спускаемом аппарате в аварийном режиме, однако остались живы. Таким образом, из пяти запусков, произведенных в 1960-м, полностью успешным был только один. При таких результатах отправлять человека в космос было чрезвычайно рискованно.
Штаты тем временем заметно продвинулись вперед. И хотя первый пуск летного корабля в ноябре 1960-го был неудачным, однако уже 19 декабря капсула поднялась на 210 километров и вернулась на Землю. А 31 января 1961-го в космос слетал на "Меркурии" симпатичный шимпанзе по имени Хэм (Ham). Правда, произошла разгерметизация кабины, но обезьяна была в скафандре, и это ее спасло. Требовались незначительные доработки корабля, и многие американские специалисты полагали, что в марте можно запускать в космос уже астронавта. Однако Вернер фон Браун, создатель известных немецких ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, переехавший после разгрома гитлеровской Германии в США, настаивал еще на одном пуске, чтобы можно было проверить внесенные в конструкцию изменения. Состоявшийся 24 марта полет в автоматическом режиме "Меркурия" прошел без замечаний...
"МЫ МОГЛИ ОПЕРЕДИТЬ РУССКИХ"
"Если бы в тот день в капсуле был Алан Шепард, - сокрушались позже многие американские политики и журналисты, - то Соединенные Штаты опередили бы русских". Но ни американская разведка, ни НАСА, судя по всему, даже не догадывались, что старт советского космонавта близок. Имей они эту информацию, вполне вероятно, отправили бы Шепарда в полет в марте (технически это было возможно).
В Советском Союзе прекрасно понимали, что исход гонки могут решить всего несколько недель. Время поджимало, однако еще в феврале 1961-го ситуация была неопределенной. Все зависело от предстоящих в марте еще двух полетов корабля в автоматическом режиме. Один нештатный запуск, и Шепард в космосе оказался бы первым. Но удача на этот раз не отвернулась от Сергея Павловича Королева и российской космонавтики. 9 и 25 марта 1961-го состоялись успешные полеты двух кораблей, на борту каждого из которых были манекен, названный "Иваном Ивановичем", и собака. Приземление прошло в штатном режиме. Только после этого начали форсированно готовить к старту пилотируемый "Восток".
НАДЕЖЕН ЛИ БЫЛ КОРАБЛЬ
Насколько надежным был корабль "Восток"? Один из ведущих конструкторов королевского ОКБ-1 Константин Феоктистов в своих воспоминаниях честно отвечает на этот вопрос: "Уровень надежности аварийного спасения на "Востоке" был невысок - ненамного выше, чем у корабля "Шаттл". Мы понимали это. Система оставляла желать лучшего..." Особую опасность представляли аварии на старте и в первые секунды полета. Позже на "Союзах" появилась надежная система аварийного спасения (САС) с собственными двигателями, которая в экстраординарной ситуации выдергивала кабину с космонавтами, поднимала ее вверх, отводила в сторону и опускала на парашютах вдали от взрывающейся ракеты. В 1983-м, когда носитель загорелся на старте, эта система спасла жизни экипажу "Союза-Т" Владимиру Титову и Геннадию Стрекалову. На "Востоке" же было лишь катапультируемое кресло.
Можно было бы, конечно, создать САС и для самых первых наших кораблей, однако космическая гонка не давала на это времени. "И мы приняли не очень убедительную схему (катапультирование. - В.Г.)", - вспоминает Феоктистов. Над частью котлована, рядом со стартовым столом, натягивали металлическую сетку. На нее в случае аварийной ситуации должен был опуститься космонавт после катапультирования. Однако независимые специалисты сильно сомневаются, успели бы спасатели-пожарные эвакуировать облаченного в скафандр космонавта до взрыва ракеты... Слава Богу, при запусках "Востоков" обошлось без ЧП. Но в 1971-м при разгерметизации "Союза" погибли Добровольский, Волков и Пацаев, на которых были только легкие спортивные костюмы. Без скафандров их отправили в полет, чтобы выиграть время, запустить побыстрее трехместный корабль...
АМЕРИКА ОХЛАДЕЛА К МКС
Ушла ли в прошлое космическая гонка? Сегодня Россия вроде бы и не соперничает с Соединенными Штатами, наоборот, строит вместе с Америкой и другими странами Международную космическую станцию. Внешне все выглядит замечательно. Но в действительности сотрудничество не столь безоблачно. США заметно охладели к МКС, которую ряд специалистов называют "ненужной дорогой игрушкой". 95 процентов нынешних и будущих исследований, по мнению ряда специалистов, могут эффективнее и неизмеримо дешевле осуществляться на автоматических станциях и спутниках. Чтобы не потерять лицо, Соединенные Штаты продолжат участие в достройке станции (правда, в усеченном виде). Однако по многим вопросам (космического туризма, финансирования производства дополнительных "Союзов" и "Прогрессов" во время простоя "шаттлов" и другим) возникают непонимание, серьезные споры... Переговоры о создании еще одного столь необходимого станции жилого модуля (кроме находящегося на орбите блока "Звезда", изготовленного в России) велись с Италией, а не с нашей страной, являющейся признанным лидером в этой сфере.
Америка объявила недавно новую впечатляющую цель - пилотируемый полет на Марс и на Луну. Полеты на ночное светило в ближайшие 10 - 20 лет не представляют никакого практического или научного интереса. А по действительно интересному марсианскому проекту у России есть серьезные разработки, готовый проект, словом, огромный задел, а также уникальный опыт длительных полетов. Тем не менее Штаты не спешат приглашать нас в качестве партнеров, ибо, как сказал мне один из участников переговоров, "американцы считают, что на Марсе должен развеваться только их флаг": амбиции выше сотруднического здравомыслия. Можно привести немало и других фактов. Суммируя все, приходишь к выводу: нет, судя по всему, не прекратилась космическая гонка, гонка за престижем, идеологическими фантомами в ущерб делу. Только теперь ее ведут, не афишируя, Соединенные Штаты - пока без России.